В продолжение темы о том, как написать резюме, осветим и другую
сторону вопроса – как составить характеристику на сотрудника, рекомендательное письмо.
Прежде всего, нужно
определиться: с какой целью мы составляем данный документ?
Рекомендательное письмо для сотрудника, адресованное потенциальному
работодателю составляется далеко не так как характеристика с места работы для ГАИ.
В характеристике для
ГИБДД (и других аналогичных органов) указываются исключительно личные
качества сотрудника. В большинстве случаев, речь идёт о возврате
водительских прав, которые просто необходимы для продолжения трудовой
деятельности работника. Поэтому, как правило, указываются такие качества
как исполнительность, аккуратность, обязательность и другие, указывающие
на высокие моральные качества человека, и подтверждающие, что данный
прецедент скорее исключение из правил.
Характеристика сотрудника для потенциального работодателя должна содержать в себе
краткие сведения о трудовой деятельности человека на предприятии, его
осведомленности в профессиональных вопросах, взаимоотношениях с
коллегами, исполнительности. В характеристике стоит также отразить
личные качества, важные для профессиональной деятельности. Так,
например, для бухгалтера, кассира достаточно важным является
аккуратность, в то время как значимость этого качества для творческого
работника практически ничтожна. Хотя, помните, что вы составляете
характеристику человека, а не занимаемой им должности.
Ни в коем случае характеристика не должна превращаться в кальку резюме, автобиографии. Не
стоит указывать того, что предшествовало данному месту работы, в том
числе полученное образование. Эту информацию работодатель почерпнет из
резюме.
Отдельно остановлюсь
на устных рекомендациях. Частенько мне как руководителю, звонят люди с
других предприятий, прося охарактеризовать сотрудника, некогда
работавшего у нас. В последнее время такой вид "характеристик" очень
распространен в Сыктывкаре, я сама не раз прибегала к этому методу и
звонила на предыдущее место работы соискателя. При разговоре старайтесь
быть объективными. Все мы люди, и зачастую сотрудники покидают место
работы далеко не с хорошими отношениями. В то же время, оценка "он -
хороший парень" тоже навряд ли устроят работодателя. Постарайтесь
оценить профессиональные данные сотрудника, осветить и отрицательные и
положительные качества, чтобы человек, рассматривающий кандидатуру
соискателя, мог принять взвешенное решение.
С другой стороны, когда Вы звоните поинтересоваться трудовой карьерой соискателя на
предыдущем месте работы, учтите субъективный фактор. В моей практике был
случай, когда кандидата работодатель оценил как человека не
благонадежного. При дальнейшем общении выяснилось, что руководитель
готовил данного сотрудника к занятию руководящей должности, учил его,
вкладывал в него свои знания, тратил время. И в последний момент, когда
все уже было готово к занятию им должности, человек написал заявление об
увольнении. Как вы думаете, каким образом данный руководитель
охарактеризовал мне данного сотрудника? Именно об этом субъективизме и
идет речь. Лучше всего подготовить список вопросов что бы Вы хотели
узнать о данном сотруднике и придерживаться его при разговоре. Вопросы
должны быть конкретными, взвешенными. Возвращаясь к вышеизложенной
истории скажу, что не смотря на негативизм руководителя в отношении
данного сотрудника, полученные ответы о его профессиональных качествах
меня устроили, и человек был принят на работу. Но при этом, я знала, что
планировать карьеру этого сотрудника и рассчитывать на него, как на
потенциального менеджера любого уровня не стоит.
В заключение хотелось бы призвать вас составлять такие характеристики, которые были
бы не простой формальностью, а реальной помощью в оценке кандидатов.
Как правило,
стратегически мыслящие руководители решают вопрос о привлечении
персонала с помощью кадрового агентства. Почему? Существует три основные
причины, которые, наверное, уже известны всем.
Несмотря на то, что
существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают
общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того,
кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Как правило, до
принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти
несколько ступеней отбора: предварительную отборочную беседу, заполнение
бланка заявления, собеседование, тестирование, проверку рекомендаций и послужного списка.
Отбор кандидатов на
вакантную должность осуществляется из числа претендентов с помощью
оценки деловых и личностных качеств кандидатов.
В каждом конкретном случае из списка качеств выбираются
те позиции, которые важнее всего для конкурентной должности и
организации, и добавляются к ним специальные качества, которыми должен
обладать претендент на эту конкретную должность.