Возрастная категория: 12+

В разделе "Статьи о науке и образовании" можно ознакомится со статьями:

Школьное образование США: система и структура

Что такое время и можно ли управлять временем?

Как написать отзыв на студента с места практики?

Как написать рецензию на дипломную работу студента?

Современные проблемы музыкального образования в России

E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

Как влияют образовательные сайты на российское образование и культуру?

Школьная форма: "за" и "против"


Левша - явление не редкое

Многие считают, что левша - это редкое явление. Однако, многие с ним сталкивались не один раз в своей жизни. Статистика показывает, что если в любом месте Земли соберутся более тридцати человек, обязательно будет левша. Следовательно, левша - не редкое явление, а достаточно распространённое.

Лингвисты установили, что на разных языках слово "правый" созвучно словам "право" и "правильный", в то время как "левый" похоже на такие слова, как "зловещий" и "разбитый". На левшей во все времена смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм: английское "left-handed" переводится не только, как "леворукий", но и как "неуклюжий", "лицемерный", и как "дефектный" и "лживый". Такая же ситуация и во многих других языках. Но справедливо ли это?

До сих пор не удалось точно установить причину того, почему человек становится левшой. Учёные полагают, что примерно в половине случаев виноваты нарушения в генетическом коде. В другой половине - неправильный ход сменных процессов в период развития плода (это приводит к целому ряду характерных для левшей проблем: раннему половому созреванию, дислексии, бессоннице...), или родовая травма.

В природе левизна и правизна - мало изученный феномен, хотя асимметрия - одно из фундаментальных свойств природы. Как она проявляется на уровне органических веществ и живых организмов? Известно, например, что живая клетка по своему строению асимметрична, а мертвая - симметрична. Наблюдения Луи Пастера в XIX веке сводились к тому, что многие органические молекулы могут образовывать две различающиеся формы, которые представляют собой зеркальное отражение - таким же точно образом, как перчатка правой руки есть зеркальное повторение перчатки для левой. Будучи химически идентичными, такие молекулы различаются морфологически, их называют стереоизомерами.

Ещё более странно то, что живые существа способны производить либо один, либо другой стереоизомер, тогда как лабораторная химия всегда даёт их смесь в равной пропорции. Возьмем для примера лимон и апельсин - два фрукта с характерным для каждого ароматом, которые хоть и похожи, но несколько отличаются. Так вот, два этих отчётливо выраженных запаха даёт одно и то же химическое вещество - лимонин. Однако атомы в его двух молекулах расположены различным образом: лимонин, вырабатываемый в лимоне, является зеркальным отображением того же самого химического вещества, рождающегося в апельсине.

"Из наблюдений натуралистов известно, что в природе движение идёт справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, чем левая... Завитки раковины, за редким исключением, завёрнуты справа налево. И если попадётся раковина-левша, знатоки ценят её на вес золота", - писал Жюль Верн.

Большинство людей левизну считают аномальной, но сама жизнь является по преимуществу морфологически левой.

Спираль молекулы ДНК неизменно закручена в левую сторону. И хотя все люди внешне выглядят симметрично, все они обладают скрытой односторонностью, не имеющей ничего общего с тем, правша, данный человек или левша. Так, почти у всех нас сердце расположено с левой стороны, а печень - справа. Под своими кожными покровами мы весьма асимметричны.

Для биологических форм, однако, характерно наличие исключений. На десять тысяч человек встречается один, у которого расположение внутренних органов перевернуто. Это явление по-латыни называется "ситус инверсус". Доктор Найджел Браун из медицинской школы-больницы Сент-Джордж, написавший работу о "ситус инверсус", убеждён, что асимметричность тела в конечном счёте определяется левой или правой морфологией химических "строительных блоков" жизни, хотя и признаёт, что связать напрямую молекулу и млекопитающее пока не представляется возможным. Но означает ли это, что если бы спираль ДНК была ориентирована в правую сторону, то у всех людей сердце бы располагалось справа? Доктор Браун считает: нет, хотя не менее уверен, что существует некий химический спусковой механизм, который как-то сообщает человеческому зародышу в возрасте пятнадцати дней, что есть левое, а что - правое.

Итак, если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто - 8 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока ещё не обнаруженным учёными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.

Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.

Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов - компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга.

Многие мелочи раздражают левшу в "правом" мире. В метро по всему миру щель монетоприемника или устройства, считывающего информацию со специальной карты оплаты, расположена справа. Все руководства по обучению любому ручному труду рассчитаны на людей, работающих правой рукой. И так во всём. Поэтому лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" взяли на своё вооружение левши в западном мире. Они создали всевозможные союзы, ассоциации и общества, призванные защитить их права. Широко известен случай, когда в 1980 году Международная ассоциация левшей добилась восстановления на работе американского левши Франклина Уинборда, уволенного из полиции за отказ носить кобуру справа.

И ведь это правильно. В ряде случаев леворуким требуется не меньшая помощь, чем инвалидам. Самый яркий пример: все двери навешиваются так, что их открывание рассчитано на правшей. Если молодая слабая девушка - левша, а у двери сильная пружина, то открыть ей дверь просто-напросто не под силу.

Проблемы левшей начинаются в детстве. В России, к примеру, практически отсутствуют прописи для детей-левшей. Кстати, до середины 80-х годов в советских школах их насильственно переучивали на правшей. Давно уже прекратился выпуск ножниц для леворуких (в советское время их делали в Горьком). Вообще левшам нужна масса "левых" предметов - от мелочей до серьезных вещей: хоккейные клюшки, наручные часы, фотоаппараты (у всех моделей кнопки спуска затвора расположены справа), записные телефонные книжки и так далее и тому подобное.

Дети-левши в целом не отличаются от своих сверстников. Однако, среди них встречается больший процент творческих личностей. При этом, им труднее овладеть обычными навыками: одеваться, завязывать шнурки, и т.п. Но не в коем случае не следует переучивать ребёнка на правшу!

Если хотите представить себе, как живёт левша в нашем "правостороннем" обществе, привяжите к телу правую руку хотя бы на час-другой. Или перечитайте "Алису в Зазеркалье", где гениальный левша Льюис Кэрролл талантливо описал ощущения леворучки от жизни в праворуком мире. Кстати, Николай Лесков, написавший "Левшу", был левшой.

Знаменитых левшей не так много, как правшей, и все же в их полку очень много бойцов. Слово "бойцы" вполне уместно, поскольку многие выдающиеся полководцы были левшами. И среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон... Леворучкой была и Жанна д'Арк, прославившаяся на военном поприще. Но её леворукость стала одним из аргументов обвинения, привёдшего Орлеанскую деву на костёр.

Леворукость не является препятствием и для тех, кто делает политическую карьеру, равно как не определяет и моральный облик человека-политика. Левшами были английская королева Виктория и Адольф Гитлер. Все президенты США последних двух десятилетий XX века - Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон - левши, традиция могла бы продолжиться, если бы Альберт Гор (тоже левша) победил на последних президентских выборах. Кстати, их общий злейший и ближайший в географическом смысле оппонент - Фидель Кастро, тоже левша.

Традиционно сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку, чем логическое. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассои Писарро, Франц Кафка и Поль Верлен, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс...

Левши просто оккупировали Голливуд. Среди них такие звёзды, как Грета Гарбо, Мерилин Монро, Дина Дурбин, Джин Харлоу, Деми Мур, Вупи Гольдберг, Джулия Робертс, Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Том Круз, Роберт Редфорд, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне...

Эффектно используют свою анатомическую особенность левши-спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, - теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов - десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с её фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времён и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей.

Среди учёных - левшей не так уж и много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Джеймс Максвелл, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер.

Среди знаменитых предпринимателей левшей тоже единицы. Исключения - Джон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс. Если среди обычных людей левшей - 8 процентов, то среди гениев - 20 процентов. То есть, левши примерно в два с половиной раза одарённее правшей. Так что если ваш ребенок - левша, не расстраивайтесь. Просто постарайтесь разглядеть в нём гения. Между прочим, леворукость часто передаётся по наследству. Не исключено, что и вы сами - гений. Только ещё нераскрытый и непризнанный. Не упустите свой шанс.


Текст © Спицын Владимир, 2007-2009 (специально для сайта "Город Воркута": www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты об учёбе, науке и образовании

Статьи про учёбу, науку и образование

Школьное образование США: система и структура

Школьное образование США: система и структура

К концу XIX века в США сформировалась достаточно логичная и довольно стройная система образования. Даже при ближайшем рассмотрении её сути, сразу становится понятно, что она в корне отличается от привычной нам формы российского обучения.

Наша система образования основана в большинстве своём на советской системе образования, но её постепенно реформируют. И хотя реформаторы заявляют, что реформы идут по германскому образцу, многие видят много общего именно с системой школьного образования США. Давайте подробно её рассмотрим.


Что такое время и можно ли управлять временем?

Что такое время и можно ли управлять временем?

Если во всём мире внезапно остановятся часы, наша цивилизация мгновенно окажется на грани всеобщего хаоса. Так что же представляет собой время и можно ли им управлять? Сбудутся ли мечты фантастов о путешествиях во времени?

Необходимо различать время астрономическое и физиологическое. Астрономическое время, принятое нами в Солнечной системе для летосчисления, прежде всего включает скорость вращения планеты Земля вокруг Солнца - один год и скорость вращения вокруг своей оси - одни сутки.


Как написать отзыв на студента с места практики?

Многие предприятия и организации принимают студентов на практику. Некоторые из них подходят к делу серьёзно и создают такие условия, при которых и организации есть польза от студентов, и студенты имеют возможность получить необходимые им навыки. Другие организации стремятся минимизировать участие студентов в их деятельности. Как бы там ни было, но в конце срока практики, по её итогам, руководству предприятия надо составить и написать отзыв на каждого студента.

С написанием отзыва на студента часто возникает больше проблем, чем с самой практикой. Как написать отзыв? Что в нём указывать? Каков объём этого отзыва? Вот наши советы в помощь руководству предприятия.



Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования