E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения
В процессе глобализации общества в России постепенно внедряется
электронное образование, которое успешно развивается в современном мире, а в
Европе и на Западе уже давно получило широкое распространение.
По отчёту Американской ассоциации онлайн-издателей (Online Publishers Association - OPA) число пользователей электронного контента ещё в 2003 году перевалило за 16 миллионов, что составило примерно десятую часть всех пользователей сети.
Поэтому не удивительно, что в США более 62% предприятий с численностью свыше 1000 человек применяют e-learning.
А как обстоят дела с электронным образованием в остальном мире? В особенности, в
России?
Из европейских стран лидерами в развитии e-learning и в его применении для
общеобразовательного и корпоративного обучения, являются Германия, Австрия,
Великобритания и Италия. Количество российских вузов, применяющих e-learning
порядка 100, российских компаний, которые применяют e-learning для обучения
своих сотрудников, всего лишь около 50.
E-learning контент представляет собой образовательную информацию, которая имеет
различные формы электронного представления и направлена на целевую группу
пользователей. Одно из главных преимуществ е-learning контента состоит в том,
что он обладает мобильностью: обучаться в удобное время, обучаться в любом месте
и изучать то, что необходимо. Обучающиеся развивают свои навыки и знания в
соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Е-learning –
привлекательная, а главное – выгодная форма обучения не только для корпоративной
среды, но и для высших образовательных учреждений. И, если e-learning контент
выполнен качественно и профессионально, то его использование позволит получить
максимальную отдачу от затраченных на обучение средств, времени и усилий.
Преимущество e-learning заключается не только в гибкости получения знаний. Можно
рассмотреть его положительное использование, например, с точки зрения экономики
и экологии страны. Так, студент, который живёт не в городе, где находится вуз, в
котором он учиться, может сэкономить не только на дорожных расходах, обучаясь
через Интернет, но и на аренде жилья, покупке еды. Тот факт, что ему не надо
ездить каждый день в вуз отразиться на загруженности общественного транспорта и
дорог. Да и часовое простаивание на остановке для нашего века чревато не только
временными, но и психологическими потерями.
Организации и компании корпоративных секторов могут выгодно и эффективно
использовать e-learning контент для обучения только что пришедшего на работу
персонала, для повышения квалификации уже опытных сотрудников, для
переподготовки кадров. Вуз тоже может использовать e-learning контент, причём не
только для обучения студентов и аспирантов, но и для повышения профессионального
уровня самих преподавателей.
Внедряя электронное обучение в корпоративной организации, её руководитель
сможет:
1. Повысить эффективность выполнения функциональных задач сотрудников.
2. Усилить конкурентоспособность организации, повысив уровень знаний
сотрудников.
3. Устранить дисбаланс в уровне подготовки сотрудников.
4. Повысить квалификацию персонала не только в короткие сроки, но и без отрыва
от производства.
5. Сэкономить деньги на обучение.
Внедряя электронное обучение в высшем образовательном учреждении, его
руководитель сможет:
1. Повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.
2. Усилить престиж вуза, повысив уровень знаний, приобретаемый студентами.
3. Реализовать индивидуальный подход к обучению.
4. Повысить квалификацию преподавателей без отрыва от учебного процесса.
5. Сэкономить деньги на обучение (причём деньги не только вуза, но и деньги
студента).
Когда руководитель задумывается о внедрении e-learning, у него возникает
потребность в решении трех задач:
1. Формирование базы электронных курсов под профиль вуза или компании:
а) подбор уже имеющихся электронных курсов на рынке e-learning;
б) поиск профессиональных разработчиков для создания электронных курсов под
заказ.
2. Поиск хорошей образовательной платформы (LMS), посредством которой будет
проходить электронное обучение.
3. Организация e-learning на основе выбранной образовательной платформы и
разработанных электронных курсов.
Остановимся на решении первой задачи.
Основная проблема, с которой сталкиваются руководители российских вузов и
корпоративных компаний во время организации e-learning – это отсутствие
электронного контента, соответствующего специфике вуза или компании. На наш
взгляд, наилучшее решение этой проблемы – разработка e-learning контента под
заказ.
На данный момент российский рынок профессиональных разработчиков e-learning
контента невелик. Редко кто из разработчиков e-learning контента имеет
соответствующие сертификаты, и мало таких, кто прошёл обучение за рубежом и
перенял соответствующий опыт. Но каждый понимает, что качество образовательного
электронного курса напрямую зависит от компетенции их разработчиков. Где же
искать профессиональных разработчиков? Здесь возможны два варианта: в высших
образовательных учреждениях и в фирмах, занимающихся разработкой e-learning
контента. Опыт показывает: решения, предлагаемые в высших образовательных
учреждениях намного успешнее в методическом плане и дешевле в финансовом
отношении, чем у фирм, занимающихся услугами e-learning.
Следует заметить, что не все российские вузы и корпоративные организации хотят и
могут тратить деньги, силы и время на разработку собственного e-learning
контента. В этом случае можно воспользоваться готовыми курсами. Крупные
российские фирмы, занимающиеся e-learning, предлагают ассортимент порядка 70
электронных курсов.
Как выбрать эффективный и грамотно разработанный электронный курс, не выбросив
денег на ветер? Как выбрать курс, который поможет добиться целей, стоящих перед
вузом или компанией? Как определить, что данный электронный курс хорош с точки
зрения содержания, интерактивных элементов и технологий его использования?
В идеале электронный курс, адаптированный к профилю какого-либо вуза или
компании, должен быть эффективен и интересен за счёт интерактивности, видео и
звука, гиперссылок, иллюстраций, программных модулей, интерактивных упражнений и
тестов. Он должен быть удобным для обучения программному обеспечению. Курс
должен иметь модульное (тематическое) содержание, построенное небольшими
информационными блоками, чередующимися интерактивными упражнениями и тестами.
Это делает обучение гибким и упрощает поиск необходимых материалов. После
каждого модуля обязательно должна происходить самооценка знаний в виде итоговых
тестов. Важно наличие обратной связи, что дает возможность оперативно
анализировать собственные реакции.
Немаловажное свойство качественного электронного контента состоит ещё и в том,
что он должен иметь возможность не только быть записанным на CD-диск и
установленным на компьютер, но иметь возможность быть размещенным в Интернете и
встроенным в любую образовательную платформу. Тогда обучающийся будет иметь
доступ к электронным курсам через Интернет из любого места, где есть выход в
глобальную информационную сеть.
Развитие информационных технологий с каждым годом становится более стабильным.
Стабильной становиться и экономическая ситуации в России. Это позволяет сделать
прогноз относительно развития e-learning в России, который начинает занимать всё
более уверенную позицию. И, как нам видится, к 2015 году электронное обучение в
России выйдет на уровень использования его не только для корпоративного
обучения, но и получения высшего образования.