Возрастная категория: 16+

  

Возрастная категория: 16+

  

Возрастная категория: 16+

  

Возрастная категория: 16+

В разделе "Статьи о транспорте" вы можете ознакомится со следующими статьями:

Что такое конвертоплан?

Airbus A380 - гигантский пассажирский авиалайнер


Американские X-винги

Речь пойдёт не о легендарных "X-wings" из фильма "Звёздные войны", а о реальных, но от этого не менее уникальных, самолётах серии "X", вот уже более 50 лет разрабатываемых американскими компаниями Bell, Boeing и другими. Эти самолёты стали испытательной базой для отработки многих технологий в авиации и космонавтике. О них ходят легенды, но и имеющихся скудных сведений достаточно, чтобы восхищаться этими машинами, а также их создателями и пилотами.

Первым подобным самолётом стал Bell X-1. Он был создан в 1940-х годах, в обстановке строгой секретности. Цель программы была простая, но по тем временам почти фантастическая - преодолеть звуковой барьер. Самолёту это удалось лишь в ходе 50-го полёта. Тогда, 14 октября 1947 года X5-1 развил скорость 330 метров в секунду! Тогда американские конструкторы и правительство поняли, что такие самолёты, на которых можно отрабатывать различные техники и технологии, которые затем позволят им летать быстрее, а возможно, что и выше, и дальше, других, им нужны. И проект был продолжен. И, как видите, продолжается уже более 50 лет.

За эти годы вокруг самолётов серии X сложились легенды. Их принимали за НЛО и наделяли сверхспособностями. Но и без этого, ореол таинственности скрывал действительно поразительные возможности каждой из последующих машин проекта.

Bell X-5 стал первым самолётом (1951 год) с изменяемой стреловидностью крыльев (от 20 до 60 градусов) при, одновременно, динамически изменяемым во время полёта размахом.

Через 8 лет в воздух поднялся X-15, который летал 10 лет. В 1963 году этот самолёт достиг высоты почти 108 километров. Пилотировал его тогда Джо Уокер (Joe Walker). И лишь через 40 лет, в 2004 году, этот рекорд высоты был побит летательным аппаратом SpaceShip One, поднявшимся почти на 110 километров. Но X-15 знаменит не только своим рекордом высоты. Во время одного из его полётов в 1967 году, самолёт развил скорость около 7300 километров в час (6,7 махов)! Пилотировал самолёт Пит Найт (Pete Knight). Этот рекорд в пилотируемой авиации остаётся не побитым и по сей день, спустя 30 лет! Ещё X-15 известен тем, что при его изготовлении использовались титан и инконель. А учитывая, что этот самолёт летал почти что в космосе, в очень разряжённой атмосфере, на нём стояли двигатели малой тяги, которые затем стали устанавливаться на космические корабли.

После поразительных успехов самолётов этой серии в преодолении различных барьеров (скорость, высота, дальность), на них стали отрабатывать и более насущные задачи. Например, аппарат Hiller X-18 создали для отработки возможностей вертикального взлёта и посадки. Аппарат за 2 года, с 1959 по 1961, сделал 20 полётов. После этого программу X-18 закрыли. Причиной стала авария одной из машин, при которой пилот выжил, но выявился недостаток конструкции винтов летательного аппарата.

Но за X-18 последовали X-19 и X-22, также созданные как испытательная база для отработки систем вертикального взлёта и посадки. Именно эти машины дали развитие конвертопланам.

Были в программе X-самолётов и свои кризисы. Например, уже созданный Boeing X-20 Dynasoar так и не взмыл в воздух. Задумка проекта была хорошей. Разработчики планировали довести до ума пилотируемый орбитальный многоразовый транспортный корабль. То есть то, что потом стало системой Спейс Шаттл.  В 1960 году были отобраны лётчики для участия в этой программе. В их числе был и Нил Армстронг (Neil Armstrong), который позже первым из людей Земли ступил на поверхность Луны. Программа была распланирована лет на 10, но уже через 3 года её закрыли. Причиной послужила космическая программа Gemini, на которую у США не хватало денег. Но при всё при этом, проект X-20 нельзя назвать неудавшимся. Ведь, пока он продолжался, были сделаны многие научные и технические наработки. Например, наработки инженеров проекта X-20 и по сей день используются в области теплозащиты.

Далее стоит упомянуть проект Martin-Marietta X-24. Его причудливая форма обясняется тем, что этот самолёт был создан в рамках исследований концепции "самолёт-крыло". В его конструкции,  вместо привычных всем "самолётных" крыльев, для создания подъёмной силы использовалась форма фюзеляжа. В рамках этого проекта, удачными были признаны модели X-24A и X-24B, которые летали в 1960-1970-х годах. Эти модели показали, что идея "бескрылого" летательного аппарата вполне жизнеспособна и перспективна. Особенно, для космических беспилотных миссий. Для программы Спейс Шаттл из проекта X24 было применено почти всё. То есть, этот проект был очень прибыльным во всех смыслах.

На летательном аппарате Grumman X-29 было отработано много новых интересных идей. Внешне самолёт бросается в глаза обратной стреловидностью крыльев. Но на летающем с 1984 года самолёте испробовали не только новую для того времени концепцию расположения крыльев. На нём испытывали новейшие композитные материалы, усовершенствованное переднее оперение и систему электрического компьютеризированного управления. Но если компьютерная система управления, в отличие от традиционной гидравлической, показала себя отлично, добавив летательному аппарату манёвренности, то обратная стреловидность была признанна не перспективной.

К 1990-му году был создан X-31 (разработка Rockwell/Messerschmitt). Это был не столько космический, сколько 100% военный самолёт. Самолёт получился сверхманёвренным, а главное - стабильным на низких скоростях. Идеальный реактивный самолёт для ближнего боя!

С 1995-го по 2001-й годы корпорация "Локхид-Мартин" (Lockheed Martin) вела работы над проектом X-33, который преследовал целью десятикратное снижение стоимости вывода на околоземную орбиту полезных грузов. Нет сомнения, что результаты этого проекта будут реализованы в новых американских космических проектах и их астронавты смогут строить любые сооружения как в ближайшем космосе, так и в любом нужном им месте.

В 2004-м году модель проекта X-43 превысила летала со скоростью около 12 тысяч километров в час (9,8 махов). Правда, эта модель была не полноразмерная, а выполненная в масштабе и беспилотная. Зато достигнутые её скорости впечатляют. Примечательно, что аппарат X-43 летал на воздушно-реактивном двигателе (ВРД). Его отличие от ракетного в том, что он не требует наличия запаса сжиженного газа, а использует атмосферный кислород. Представляется возможным, что именно благодаря технологиям обкатанным в рамках данного проекта, в ближайшем будущем станут возможны авиапассажирские перевозки на скорости, десятикратно превышающей скорость звука.

Полёт боевого самолёта проекта X-45 (разработка Boeing) состоялся в 2002-м году. Этот проект стал примечателен тем, что этой беспилотной машиной так легко управлять оператору, что он может одновременно "вести" сразу несколько подобных летательных аппаратов. Причём, все эти самолёты действуют не сами по себе, а в составе единой боевой системы. Компьютер рассчитывает их полёт и он же определяет, какой самолёт находится на более удачных позициях для атаки. Оператору остаётся лишь принять подсказку компьютера и уничтожить цель. Так решается основная задача любых военных действий - сберечь личный состав своей армии. В самолёте нет пилота, а значит, даже если летательный аппарат будет сбит, то это не будет автоматически означать смерти пилота..

Самой последней моделью самолётов данного проекта на данный момент является беспилотник X-48B.

Глядя на развитие американских X-вингов, думается, что летательные аппараты будущего будут ещё более фантастичными, чем они показаны в фильме "Звёздные войны". Они будут взлетать и садиться вертикально, летать на огромных скоростях, как в атмосфере, так и в космосе, изменять направление полёта в любой момент под любым углом. А главное, они будут беспилотными!


Текст © Спицын Владимир, 2009 (специально для сайта "Город Воркута": www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты о транспорте

Статьи о транспорте

Что такое конвертоплан?

Что такое конвертоплан?

Многие видели по телевизору и читали в газетах и журналах о таком интересном летательном аппарате, как конвертоплан. Они были известны и раньше, так что же привлекло к ним внимание людей сейчас?

Дело в том, что до последнего времени конвертопланы являлись лишь экспериментальными аппаратами. Их ещё называли самолетом преобразуемым. Сейчас мы расскажем о них подробнее.


Airbus A380 - гигантский пассажирский авиалайнер

Airbus A380 - гигантский пассажирский авиалайнер

На 2009 год, самым большим в мире пассажирским самолётом являлся Airbus A380. Европейский концерн Airbus проектировал, строил и испытывал его несколько лет. Желая построить самый современный пассажирский авиалайнер, разработчики так увлеклись, что потратили слишком много времени, упустив много выгодных контрактов (которые отошли к Boeing). Зато самолёт получился весьма хорошим. Некоторые его характеристики просто выдающиеся.


Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2015. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Хостинг-провайдер сайта "Город Воркута": ЗАО "SpaceWeb"

Яндекс цитирования

Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2016. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Хостинг-провайдер сайта "Город Воркута": ЗАО "SpaceWeb"

Яндекс цитирования

Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2016. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования

Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2016. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования