Шаляпин
Сегодня мало кто знает репертуар Шаляпина. Зато
всякие "муси-пуси" может напеть любой. Наша эстрада сильно обмельчала. Это
плохо. Шаляпин - первый из великих певцов России. Одна "Дубинушка" из его
репертуара стоит всей современной российской эстрады!
Фёдор Иванович Шаляпин - один из величайших певцов XX века.
Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Наряду с замечательным певческим
мастерством обладал драматическим даром, фактически был самоучкой. Его трактовки
образов Мефистофеля, Бориса Годунова и других ролей производили неизгладимое
впечатление на зрителя. Исполнял также камерные произведения и народные песни.
Многие выступления певца были записаны на пластинках.
Шаляпин - один из величайших певцов XX века.
Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Наряду с замечательным певческим
мастерством обладал драматическим даром, фактически был самоучкой. Его трактовки
образов Мефистофеля, Бориса Годунова и других ролей производили неизгладимое
впечатление на зрителя. Исполнял также камерные произведения и народные песни.
Многие выступления певца были записаны на пластинках.
Сегодня все граммофонные записи Шаляпина можно
свободно купить на одном компакт-диске (есть оригинальные записи, есть
обработки, есть записи очищенные от шумов). Голос певца отличался неповторимой
красотой тембра (то ли бас, то ли баритон).
Дебютировал на оперной сцене в 1890 (Уфа, партия
Стольника в "Гальке" Монюшко). В 1893-94 выступал в Тифлисе (партии Мефистофеля,
Тонио в "Паяцах" и другие), затем в Петербурге в театре "Аркадия", в Панаевском
театре. В 1895 дебютировал в Мариинском театре (партия Мефистофеля), исполнял
партию Робинзона в "Тайном браке" Чимарозы (1895). В 1896-99 пел в Московской
частной русской опере Мамонтова (дебют в партии Ивана Сусанина). Здесь талант
певца раскрылся в полной мере. Среди лучших партий на этой сцене Иван Грозный в
"Псковитянке" Римского-Корсакова, Мельник, Досифей, Борис Годунов, Сальери
(мировая премьера оперы "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, 1898). С осени
1899 Шаляпин вновь становится артистом Императорских театров (дебют в партии
Мефистофеля в Большом театре. На сцене театра был участником мировых премьер
опер "Ледяной дом" Корещенко (1900, партия Бирона), "Пир во время чумы" Кюи
(1901), "Добрыня Никитич" Гречанинова (1903).
В 1901 году Фёдор Шаляпин с большим успехом
исполнил партию Мефистофеля в одноимённой опере Бойто в Ла Скала (дирижировал
Тосканини, партию Фауста пел Карузо). Гастролировал в Монте-Карло (1905-06,
выступал с Кальве, Фаррар; впервые исполнил здесь партию Филиппа II, Берлине
(1907). С 1908 выступал в Русских сезонах в Париже (Борис Годунов), где имел
триумфальный успех (эту же партию исполнил в 1909 в Ла Скала, в 1913 в Лондоне).
В 1910 был участником мировой премьеры оперы "Дон Кихот" Массне (Монте-Карло),
заглавная партия которой была специально написана для певца. продолжал выступать
в России (в том числе в оперном театре Зимина, петроградском Народном доме). В
1917 исполнил в Большом театре партию Филиппа II. Среди других партий Князь
Галицкий в "Князе Игоре", Демон, Кончак, Алеко, Олоферн в опере "Юдифь" Серова,
Базилио, Лепорелло.
В 1922 Шаляпин покинул Россию и обосновался в
Париже. Выступал в США (Метрополитен Опера, Чикаго и других), Париже, Лондоне,
Берлине, Барселоне, Милане (Ла Скала) и других городах в своих лучших партиях,
участвовал в русских антрепризах (в том числе в 1930-31 в спектаклях "Русской
оперы" Церетели и В. де Базиля "Князь Игорь", "Русалка", и "Борис Годунов").
Последнее публичное выступление певца состоялось в 1937. Выступал также как
оперный режиссёр. Снимался в кино (исполнил заглавную роль в фильме "Дон Кихот",
1932, музыка Ж. Ибера). Автор мемуаров "Страницы из моей жизни" (1917), "Маска и
душа" (1932).
Кроме многочисленных оперных выступлений, он
давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор
камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его
исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского.
Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.
С тех пор начинается его жизнь как
человека-легенды.
Например, откуда любовь Шаляпина к бурлакам. Это
описывается так: "… Летом Шаляпин отдыхал на Волге с Коровиным. Друзья зашли в
трактир, как раз в это время туда ввалилась артель бурлаков. Появился одноглазый
гармонист. - Ну что ж ты? Играй, в рот те ноги! Запузыривай! - крикнули ему
бурлаки и принялись за щи в больших деревянных мисках. Гармонист запел,
подыгрывая на гармошке: Вот и барин в шляпе ходит, У кобылы чего просит. Песня
была непристойная до невозможности. Шаляпин встал, подошел к стойке и попросил у
хозяина карандаш и бумагу: - Надо, брат, это записать: больно здорово! Когда
бурлаки ушли, Коровин дал гармонисту полтинник и спросил: - Отчего песни всё
такие похабные поёте? - Э-э... - покачав головой, ответил гармонист, - других-
то слухать не будут. Это бурлаки, тверские, самый озорной народ. Барки тянут…"
Шаляпин был социалистом задолго до революции 1905
года. Он давал деньги на поддержку революционеров, за что имел конфликты с
властями и даже был объявлен в розыск. Он был знаком с Лениным и Сталиным. Он
покинул Родину и умер на чужбине. Но это уже тема отдельной статьи.
Парадокс в том, что на Западе Шаляпина помнят и
знают лучше, чем в России. Совет: достаньте его записи и прослушайте. Море
удовольствия от прослушивания гарантировано! Если достанете записи, обработанные
на компьютере, то треск граммофона не будет резать слух.
Бурлаков хоть сейчас и нет, но тяжёлая работа у
тружеников многих профессий: у сталеваров, у шахтёров, у нефтянников... А вся тяжесть физической
работы очень хорошо передана в песне "Дубинушка", благодаря чему она никогда не
потеряет своей актуальности. Равно как и всё творчество Шаляпина. Это ведь не
эстрада с попсой, это - опера.
В 1984 году Фёдор Иванович Шаляпин был перезахоронен на
Новодевичьем кладбище Москвы.