Возрастная категория: 12+

В разделе "Статьи о культуре и искусстве" вы можете ознакомится со следующими статьями:

Шаляпин

Пригласи звезду эстрады в свой город!

Как правильно хранить картины и ухаживать за ними?

Цирк-шапито

Великий художник Иван Репин

Александр Грин. Краткая биография неисправимого романтика

Кукла на счастье


Воспитание культуры поведения во время еды у детей 3-7 лет

Воспитание культуры поведения во время еды у детей 3-7 летНи для кого не секрет, что приучать ребёнка к дисциплине и организованности важно с раннего детства. Умение культурно вести себя во время еды – одна из важных привычек, которую необходимо прививать в характере ребёнка. Причём начинать это нужно делать с того момента, как только ребёнок научиться держать в руках ложку и осознанно подносить её ко рту, и продолжать в течение всего раннего детства, чтобы, придя в школу, у ребёнка такая привычка стала нормой поведения.

К семи годам ребёнок должен уметь правильно сидеть за столом, не разваливаясь на стуле, не разбрасывая локти на столе, используя столовые приборы по назначению. Что делать, если к моменту поступления в школу культурные навыки поведения за столом во время еды недостаточно хорошо усвоены, а ребёнок в момент трапезы, сидя за столом, так и норовит нарушить запреты? Можете проверить, можете поверить, а может уже убедились на своем личном опыте: бесконечные окрики на ребёнка и упрёки в его адрес не дадут желаемого результата, чтобы мы в нём ни воспитывали. Как быть?

Вот Вам, дорогие родители, поучительная история про мальчика Ваню. Изо дня в день, во время завтрака, обеда и ужина, мальчику Ване неустанно твердили: "Ваня, держи ровно спинку. Ваня, убери со стола локти. Ваня, ты не правильно держишь вилку. Опять ты положил на скатерть жирный нож. Ваня, ешь аккуратнее, не кроши. Ваня, ручками еду брать не надо, для этого есть столовые приборы. Ваня, рот надо вытирать салфеткой, а не рукавом или руками".

И такие замечания сыпались на Ваню каждый день. Замечания эти стали такими привычными, что начали пролетать мимо Ваниных ушей. А Ваня в это время был поглощён либо разговором взрослых за столом, либо спешил быстрее поесть, так как на улице ждали ребята, либо был целиком "погружён" в экран телевизора, который, почему-то, все больше становится атрибутом наших столовых. Пользование столовыми приборами для Вани – ненужная канитель и трата времени. А виноват ли в этом Ваня?

Как только Ване исполнилось три года, он оказался на попечении заботливой и доброй бабушки. Бабушка старательно опекала Ваню: она переживала за аппетит любимого внука, хотела, чтобы он всё скушал, и потому терпеливо кормила его сама с ложечки, сама вытирала грязный рот салфеткой. Бабушка не утруждала Ваню обучением, не заставляла его есть, как принято у людей. К четырём годам Ваня, нередко устав кушать самостоятельно, говорил: "Бабушка, покорми меня!" И бабушка радостно бралась за ложку и кормила внука. Пришло время поступать в школу, а у Вани на лицо полное отсутствие общепринятых навыков поведения во время еды. Он привык, что старшие его одергивают, делают замечания, но его детского сознания это почти не задевало.

Воспитание культуры поведения во время еды у детей 3-7 летНо вот однажды домой приехал любимый старший брат Вани. Пригласили в гости родственников и знакомых, накрыли красивой скатертью стол, празднично сервировали его. Все заняли свои места за столом и начали кушать. И вот, спустя некоторое время Ваня окинул взглядом стол. Вокруг одной тарелки оскорбительно бросались в глаза жирные пятна, крошки и объедки на скатерти. Обычно так и выглядело место Вани за столом во время еды. Ваня посмотрел на место своего брата. А вот у него вокруг тарелки всё было чисто. Ваня вдруг увидел себя со стороны. Ему было неприятно и обидно до слёз, и с тех пор Ваня изменился. Курьёзно и жизненно увиденный образ неряхи за столом способен оказать на сознание ребёнка куда большее воздействие, чем постоянные ежедневные нравоучения.

Не подлежит оспариванию тот факт, что не стоит обрушивать на ребёнка каскад замечаний по поводу его поведения, причём не только поведения во время еды. Лучший эффект даст серьёзное объяснение того, почему следует придерживаться определённых правил и норм поведения. Ребёнка нужно терпеливо убедить в том, что правила поведения за столом во время еды – это не каприз взрослых, что нормы общественного поведения складывались из века в век, от пещерного человека до человека цивилизованного. На примерах следует продемонстрировать, что в основе культурного поведения во время еды лежит уважение к людям, которые кушают вместе с тобой. Ребёнку можно привести следующие доводы:

1. Нарушение норм общественного поведения во время еды мешает людям общаться друг с другом, понимать друг друга.

2. С неряшливым человеком неприятно кушать за одним столом.

3. Кушая аккуратно, мы ценим труд человека, который будет после нас прибираться со стола.

4. Не лазя своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, не лазя пальцами в общую солонку, мы показываем людям, кушающим вместе с нами, своё уважение к ним.

5. Не выбирая для себя лучшие лакомые кусочки из общего блюда, мы показываем, что мы не предпочитаем себя другим, и люди будут относиться к нам также.

Ребёнку необходимо разъяснить, что даже в элементарных правилах поведения во время еды можно увидеть глубокие принципы этики и взаимного уважения. До понимания ребёнка нужно донести смысл положений "так принято", а "так не принято". Скучные замечания и указания следует подкреплять живыми образными примерами, а окрики и отвлеченные понятия заменить терпеливыми объяснениями. Только тогда маленький человек проникнется сложившимися традициями поведения за столом во время еды и с удовольствием будет их выполнять, пробуждая в себе тем самым чувство уважения к себе и к окружающим, чувство собственного достоинства.

Воспитание культуры поведения во время еды у детей 3-7 летКогда ребёнок начинает ходить в школу, ему приходиться есть не только дома в кругу своей семьи, но и в школьной столовой, в буфете, в гостях у приятелей. И если культура поведения за столом во время еды не была постепенно привита ребёнку к семилетнему возрасту, он может стать объектом насмешек своих сверстников. Тогда правила поведения во время еды нужно внушать ещё более настойчиво, не мотивируя их отсутствие тем, что ребёнок еще мал и сам все поймёт, когда подрастёт.

Вот вам живописный пример того, что будет, если ребенка не научить культуре поведения во время еды. Этот пример можно привести и детям.

Представьте себе школьную столовую. Завтракают мальчики и девочки младших классов. Мамы и папы надели на них утром чистые формы, у девчонок косички и хвостики украшены бантами. Дети кушают с завидным аппетитом, но незавидным способом. Эти школьники не знают о таких простейших изобретениях цивилизованного человечества как столовые приборы: ложка, вилка, нож, и, потому, они непринуждённо едят руками. А что? Была бы пища, руки и зубы – всё остальное ненужная роскошь. Подумаешь, кусочек еды застрял между зубами: разину рот перед соседом, да и поковыряю во рту грязными руками. Подумаешь, рядом сидящая девочка не доела свой пирожок: протяну руку и возьму пирожок с её тарелки.

Подумать только! А ведь эти детишки уже учатся в школе, изучают русский язык, математику, историю, а едят как первобытные люди. А произошло это из-за того, что их вовремя не научили правилам и нормам поведения за столом во время еды, их вовремя не научили культурно кушать. Поэтому мораль такова: воспитывать культуру поведения за столом во время еды необходимо с раннего детства, чтобы к моменту прихода в школу ребёнок мог достойно разделять трапезу еды с товарищами.


Текст и фото © Яшина Татьяна (к.п.н., доцент кафедры НИТиСО,
Воронежский государственный педагогический университет), 2008
 (специально для сайта "Город Воркута": www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты по теме культуры и искусства

Статьи о культуре

Пригласи звезду эстрады в свой город!

Сегодня в Воркуту приезжает не так много артистов, как в былые времена. В 50-80-е года прошлого века различные артисты, вокальные и танцевальные коллективы бывали в Воркуте практически каждый выходной. Они давали несколько концертов во Дворце культуры шахтёров и строителей, а потом отправлялись с гастролями по поселковым и районным дворцам культуры.

Но время меняется и вот уже закрыто большинство рабочих посёлков, а значит закрыты и дворцы культуры при них. Однако, большинство людей переселено в город, а в городе всё ещё действуют ДКШ и УСЗК "Олимп". Почему же мы не часто видим популярных исполнителей, а объявленные заранее концерты регулярно отменяются?


Как правильно хранить картины и ухаживать за ними?

Как правильно хранить картины и ухаживать за ними?

Стены большинства квартир украшают картины и фотографии. Это позволяет сделать жилище каждого человека, каждой семьи, индивидуальным. С помощью картин и фотографий в доме создаётся уют и хорошее настроение. Но за этими предметами интерьера надо ухаживать и соблюдать правила хранения.

Если с фотографиями всё более-менее просто (обычно достаточно время от времени протирать с них пыль), то с живописью всё намного сложнее. Если вы решили организовать у себя дома филиал Русского музея или Третьяковской галереи, то ознакомьтесь с нашими рекомендациями по хранению и уходу за картинами.


Цирк-шапито

Цирк-шапито

Многие слышали слово "шапито" и понимают, что речь идёт о цирке. Но мало кто может точно объяснить, что же это такое - "шапито". Данной статьёй, подготовленной при помощи Московского цирка Никулина на Цветном Бульваре, мы восполним этот пробел.



Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования