Пилотный проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера
С 2003 года в России реализуется Пилотный проект социального
реструктурирования районов Крайнего Севера. Смысл его заключается в
предоставлении отдельным категориям граждан России сертификатов на приобретение
жилья в других регионах страны. Примечательно, что пилотный проект
осуществляется за счёт средств займа Всемирного банка и размер базовой выплаты
субсидий хоть и устанавливается законодательством РФ, но обозначается в
определённой сумме долларов США.
В 1992 году Российская Федерация вступила во Всемирный банк. За
последующие годы наша страна получила многомиллиардные (в долларах США) займы на
реализацию десятков целевых программ. Одной из таких программ стал проект
содействия переселению людей из районов Крайнего Севера России. 7 июня 2001 года
Всемирный банк принял решение о выделении $80
миллионов в рамках Проекта реструктурирования российского Севера, призванного
оказать поддержку России по обеспечению устойчивого экономического развития
регионов Крайнего Севера. Реализация Пилотного проекта
начата с 15 августа 2002 года, а всего он рассчитан на 17 лет (включая 5-летний льготный
период и 4-летний период реализации). Затем проект был продлён до 30 сентября
2009 года. Реализация проекта предусмотрена на пилотной основе на уровне муниципалитетов трёх заполярных территорий России. В
числе таких муципалитетов была и Воркута.
Проектом предусмотрено оказание финансового содействия программам
добровольной миграции людей, желающих переехать с Севера в связи с
ограниченностью экономических перспектив. Так же, проектом предусмотрен снос
пустующего и пришедшего в негодность жилья и объектов инфраструктуры, внедрение
более эффективных управленческих и финансовых процедур в сфере
жилищно-коммунального хозяйства. Благодаря этому было снесено много домов в
Воркуте, включая целые рабочие посёлки.
Было запланировано, что благодаря средствам проекта будет
оказана помощь в переезде 6,5 тысяч человек из Воркуты, 15 тысяч из Норильска и до 6 тысяч человек из Сусуманского
района. Таким образом, участниками проекта смогли стать несколько категорий семей, подвергшихся негативному воздействию
экономики переходного периода или живущих в вымирающих поселениях. Участие в
проекте - дело добровольное, но желающих очень много. Например, что такое 6,5
тысяч человек для 150-тысячной Воркуты? Капля в море! Да и не только для
Воркуты. Ведь Север - это треть территории России. Желающих переехать на юг в
нашей стране очень много.
Ободряет, что в своём пресс-релизе о данном проекте, Всемирный банк декларирует:
"Выбор целевых групп в каждой из северных территорий осуществлялся в рамках
широкомасштабного процесса с участием местных администраций, профсоюзов,
работодателей и местных общин в процессе консультаций со Всемирном банком, с
учётом специфики экономических преобразований в данном регионе, а также местных
приоритетов. Опыт, накопленный в процессе осуществления проекта, может быть
впоследствии применён и к другим районам Крайнего Севера с учётом их местной
специфики".
Проект включает следующие компоненты:
1. Компонент содействия миграции обеспечит финансовую поддержку определенным
группам населения в районах-участниках при их переезде с Крайнего Севера.
Пособия, выдаваемые в форме жилищных сертификатов, помогут добровольным
мигрантам получить альтернативное жилье в других регионах России по их
собственному выбору. Мигрантам также будут оплачены билеты на самолет или поезд,
а также перевозка багажа к новому месту жительства. Будет разработана система
информации о наличии жилья в районах переселения мигрантов, а также о состоянии
рынка рабочей силы, системе медицинских услуг, образования и обучения,
климатических условиях и т.д.
2.
Компонент поддержки местного реструктурирования поможет участвующим в проекте
муниципальным властям в сносе старого и пустующего жилья, а также в
реформировании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
3.
Компонент мониторинга и оценки проекта обеспечит контроль за процессом
переселения, оценку экономических результатов реструктурирования и социальных
аспектов миграции, а также оценку и распространение результатов проекта в целом.
4.
Программа федеральной поддержки поможет вводу в действие нормативных актов и
законов, направленных на поддержку мер постепенного перехода к дерегулированию
экономики Крайнего Севера.
5.
Программа управления проектом обеспечит финансирование затрат на управление
проектом на федеральном и муниципальном уровнях.
22 октября 2008 года премьер-министр России Владимир Путин подписал Постановление
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам реализации пилотного проекта социального
реструктурирования районов Крайнего Севера". Данные изменения значительно увеличили размер базовой социальной выплаты,
расширили географию проекта, а так же перечень категорий граждан, имеющих право
на участия
в нём. Так, участвовать в проекте теперь могут жители всех населённых пунктов
Республики Коми, отнесённых к районам Крайнего Севера. Так, кроме жителей
Воркуты, жилищный сертификат в рамках пилотного проекта могут получить и жители
Инты. Вообще же, перечень населённых пунктов-участников пилотного проекта будет
определять Министерство регионального развития РФ на основании предложений
органов исполнительной власти субъектов России.
Размер индивидуальной социальной выплаты для приобретения жилого помещения
лицам, указанным в жилищном сертификате, определяется путём умножения базовой
социальной выплаты на коэффициент семейности. Если раньше размер базовой выплаты
составлял $2400, то, после внесённых Путиным изменений, эта сумма увеличилась втрое
- до $7200. В зависимости от количественного состава
семьи, итоговая сумма субсидии состоит из базовой выплаты, умноженной на
коэффициент семейности. Для одиноких граждан-участников проекта этот
коэффициент увеличился с 1,7 до 1,9. Для семей из 2-х человек он
остался на прежнем уровне (1,2), а для семей из 3-х и более человек - 1.
Существенной поправкой можно считать расширение перечня граждан, имеющих право
на участие в проекте. Ранее это были лишь граждане, имеющие
детей-инвалидов и пенсионеры, получающие пенсию, назначенную по любому
основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации. Сегодня к
ним добавлены члены семей работников, погибших в результате
несчастного случая на производстве.
Теперь социальная выплата предоставляется не только для приобретения
готового жилого помещения, но и земельного участка, на котором расположен
приобретаемый дом или квартира. Изменения коснулись и сроков получения жилищного
сертификата - с даты включения в список участники проекта должны получить
сертификат в течение четырёх месяцев (раньше на это отводилось 5 месяцев).
Раньше срок действия жилищного сертификата, полученного в рамках пилотного
проекта, составлял девять месяцев, и этот срок можно было продлить один раз ещё на три месяца,
то теперь жилищный сертификат продлению не подлежит.
Для оплаты сделки по приобретению жилого помещения посредством
жилищного сертификата, наряду с договором купли-продажи, в банк, зарегистрированный в территориальном органе Федеральной
регистрационной службы, нужно предоставлять свидетельство о государственной
регистрации права собственности на жилое помещение.
Важно и
то, что финансирование транспортных расходов, связанных с выездом участников пилотного проекта на новое место проживания,
теперь осуществляется не за счёт проекта, а за счёт самих граждан. Правда, правительство рекомендовало органам местного самоуправления в случае обращения
участников проекта и при отсутствии трудоспособных граждан среди лиц,
зарегистрированных и проживающих по одному месту жительства с участником
проекта, оказывать участникам проекта содействие при переезде и отправке багажа.
Всемирный банк расщедрился на выделение средств под данный
проект потому, что Правительство России взяло его под конкретную цель и под
выгодный для банка процент. А наше правительство пошло на такие расходы из-за
того, что по расчётам экспертов, переселение одного
неработающего гражданина из районов Крайнего Севера, даёт чистую
экономию бюджетных расходов в размере $530-830 в год.
По условиям пилотного проект, за счёт полученных в рамках
проекта средств, можно приобретать жильё только на
территории России. Но это не всем и не всегда удобно. Ведь раньше мы жили в
СССР, а теперь СССР - это 15 "независимых" стран. Но зависимость есть. Например,
на работу в шахтах Воркуты в своё время приехало много шахтёров из Украины. У
многих там до сих пор живут родственники и некоторые из этих шахтёров-украинцев
хотели бы уехать к своим родным, купив жильё на Украине. Но данный проект это не
позволяет... Однако, люди всегда могут найти приемлемое решение любых своих
проблем. И воркутинские украинцы стали тратить средства, выделенные им в рамках
участия в пилотном проекте, на покупку жилья в населённых пунктах России,
расположенных недалеко от российско-украинской границы. Например, в
Новошахтинске. Это позволяет им жить максимально близко к родным. Не в
нескольких сутках езды на поезде, как при переезде из Воркуты, а всего в
нескольких часах езды на автомобиле или автобусе.
За время реализации пилотного проекта (2003-2008), из Воркуты
переселено около 2,5 тысяч семей (или около 5,5 тысяч человек). В целом,
пилотный проект признан экономически оправданным. Он показал следующие
финансово-экономические результаты:
+ cреднегодовой эффект от переселения участников Пилотного
проекта составил $10,8 миллионов (284,4 миллионов
рублей);
+ экономия средств консолидированного бюджета при переселении
граждан из районов Крайнего Севера (накопленная) составила $9,5
миллионов (260,3 миллионов рублей);
+ экономия средств местного бюджета от консолидации объектов
жилищного фонда и социальной инфраструктуры, от реализации предусмотренных
Пилотным проектом Планов местного реструктурирования (накопленная) составила
$12,6 милионов (344 миллионов рублей);
+ снижение обязательств федерального бюджета по переселению
северян (в сравнении с возможными затратами по Федеральному закону № 125-ФЗ "О
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей") составило приблизительно $46,9
миллионов (1326 миллионов рублей);
+ суммарный накопленный эффект от реализации Пилотного проекта
составил $21,2 миллионов (604,3 миллионов рублей);
+ по данным администраций пилотных территорий, за счёт выезда
участников Пилотного проекта муниципалитетам пилотных территорий передано
порядка 93 тысяч квадратных метров высвободившегося жилья (2 тысячи квартир
оценочной стоимостью порядка $13,5 миллионов),
пригодного для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и
аварийном жилье и неперспективных посёлках. Это позволяет получить в результате
их сноса и консолидации дополнительные экономические эффекты, изначально не
предусмотренные в Пилотном проекте;
+ расходы Пилотного проекта к настоящему времени уже окупились,
так как срок окупаемости Пилотного проекта изначально оценивался примерно в 5
лет от момента начала инвестиций.