Возрастная категория: 12+

История Дня стекольщика

Стекло, без которого в настоящее время нельзя обойтись почти ни в одной области человеческой жизни и деятельности, было получено свыше пяти тысяч лет назад. Древнейшие образцы изделий из стекла, дошедшие до нас - египетского происхождения. На Руси производство художественных изделий из стекла (мозаики, посуды, браслетов) существовало с начала XI столетия. Технология изготовления стекла была перенята от византийцев, и уже во времена Ярослава Мудрого киевские мастера начали изготовлять свинцово-кремнезёмное стекло.

Михаил Ломоносов был первым, кто начал изучение цветного стекла и заложил научную основу в его производство. Цветное стекло, по словам самого Ломоносова, было одним из его главных увлечений. Но стремления Ломоносова постоянно встречали противодействие со стороны руководства русской Академии наук, во главе которой в то время стояли невежественный бюрократ Шумахер и другие иноземцы. Будучи профессором химии, Ломоносов семь лет добивался разрешения на постройку химической лаборатории. Трижды он обращался в Академию наук с прошением об организации лаборатории, и три раза ему отказывал в этом Шумахер. Наконец, он и другие русские ученые обратились с жалобой в сенат, и сенат разрешил построить при Академии наук химическую лабораторию.

Первая в России химическая лаборатория была построена в Петербурге, на 2-й линии Васильевского острова, на участке "ботанического огорода" Академии наук. В течение трёх лет Ломоносов собственноручно сварил более двух тысяч опытных стёкол, а всего за время работы по стеклу - более четырёх тысяч. Работы Ломоносова по цветному стеклу очень много дали для всей дальнейшей науки о стекле.

Ломоносов всё время думал о том, как использовать результаты своих работ на практике: дать возможность России избавиться от ввоза различных стеклянных изделий из-за границы, улучшить качество вырабатываемых на русских заводах стекол. Но для того чтобы осуществить все эти намерения, необходима была уже не лаборатория, а специальная фабрика.

Недалеко не все влиятельные люди, от которых зависело воплощение в жизнь заветного желания Ломоносова, разделяли его стремление. Значение стекла в жизни человека, в технике и науке было тогда мало известно не только простым людям, но и представителям "высшего общества" - дворянам и знатным, титулованным особам. Поэтому Ломоносов решил рассказать в понятной для всех форме о свойствах и разнообразных применениях стекла и убедить общество в необходимости развития стеклоделия в России. Он написал "Письмо о пользе стекла" в стихах на имя графа Шувалова, имевшего влияние при царском дворе. Издал его за свой счёт в типографии Академии наук в большом числе экземпляров и разослал широкому кругу людей. Нет сомнений в том, что, прочитав это письмо, многие из тех, кто считал постройку фабрики цветного стекла причудой Ломоносова, изменили своё мнение.

Сенат поддержал предложение Ломоносова и дал ему разрешение на строительство. Участок для фабрики Ломоносов подыскал сам - это была деревня Усть-Рудица и несколько соседних с ней деревень, находящихся в 65-80 километрах от Петербурга, недалеко от города Ораниенбаума. Строилась фабрика около двух лет. За это время Ломоносов подготовил хороших мастеров, послав их учиться на другие стекольные заводы. Фабрика начала работать и выпускать продукцию весной 1754 года. На ней изготовлялась разноцветная столовая и парфюмерная посуда: графины, кружки, блюдечки, чашки, стаканы, песочницы, чернильницы, цветники и т.д. Часть этих изделий украшали дополнительно гранением и резьбой. Там же изготовляли в больших количествах разноцветный бисер и стеклярус, запонки и серьги.

Ломоносов интересовался не только прозрачным окрашенным стеклом, он страстно увлекался также смальтами - непрозрачными цветными стеклами для выкладывания мозаичных картин. Заинтересовался мозаикой Ломоносов так. Однажды у графа Шувалова он увидел привезённый из Италии мозаичный портрет. Его восхитила эта чудесная, составленная из разноцветных стеклянных кубиков картина. Неужели нельзя делать такие же прекрасные вещи у нас в России? И Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.

Огромное разнообразие цветов и оттенков сумел он получить в смальтах на фабрике в Усть-Рудице. Как только было заготовлено необходимое количество кусочков цветных стекол, Ломоносов принялся за выполнение мозаичных картин. Как и все другие начинания, первые мозаичные картины были сделаны им собственноручно. Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная из четырёх тысяч стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Петра I, Елизаветы и Екатерины II. И здесь Ломоносов проявил себя талантливым художником. В 1764 году он был избран почётным членом Болонской Академии художеств (Италия) за его заслуги в мозаичном искусстве.

После мозаичных портретов Ломоносов, уже вместе со своими учениками, взялся за огромную - в 42 квадратных метра - мозаичную картину "Полтавская баталия". Этой картиной хотели украсить стену Петропавловского собора. Такая большая мозаика требовала огромного набора стеклянных кубиков всех цветов. Ведь чем больше оттенков в распоряжении художника, тем интересней будет работа, которую он создаёт. Нужно очень правильное и тонкое зрение, чтобы из всех этих оттенков выбрать самый подходящий. Непривычный к такой работе человек даже не заметит разницы между соседними оттенками - настолько она неуловима, - а мастер заметит и из множества кубиков выберет самый нужный. Почти пять лет работал Ломоносов над "Полтавской баталией" и закончил её незадолго до своей смерти. А затем картину постигла очень странная участь. В собор её не повезли. Никто о ней не заботился. Огромная картина пропала без вести.

И вот однажды, уже в советское время, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тяжелые ящики. Их было много. Открыли один из них — в нем оказался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В другом ящике нашли другой кусок мозаики — штандарт Петра Первого. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Это была разрубленная на куски "Полтавская баталия". Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, соединили, выпавшие кусочки стекла заменили новыми. Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, возвращена к жизни и украшает стену в главном здании Академии наук в Санкт-Петербурге.

Сайты о стекле и стекольной промышленности

Статьи о Дне стекольщика

Пока статей о Дне стекольщика нет...



Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования