Возрастная категория: 12+

В разделе "Статьи о науке и образовании" можно ознакомится со статьями:

Школьное образование США: система и структура

Что такое время и можно ли управлять временем?

Левша - явление не редкое

Как написать отзыв на студента с места практики?

Как написать рецензию на дипломную работу студента?

Современные проблемы музыкального образования в России

E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

Как написать рецензию на дипломную работу студента?


Что такое "Наука"?

Что принято подразумевать под понятием "наука"? Очевидно, такую деятельность по познанию окружающей действительности, которая направлена на получение объективных, аргументированных знаний об окружающем мире, укладывающихся в логичную и чёткую систему. Научная деятельность основывается на сборе фактов и их систематизации. Любая научная гипотеза должна подвергнуться критическому переосмыслению. На основе большого количества проверенных и систематизированных данных осуществляется выработка нового знания или обобщения, с помощью которых возможно не только описание наблюдаемых явлений в природе и обществе, но и построение обусловленных причинно-следственных связей. Вследствие этого мы получаем возможность прогнозирования явлений самого широкого круга.

Рассматривая историю такого явления, как наука, необходимо в первую очередь обратиться к причинам её возникновения. Первостепенной важностью здесь обладает развитие особых отношений между человеком (субъектом) и окружающей его средой, где среда является объектом практической деятельности человека. Второе основание для появления науки – усложнение процесса познания, развитие познавательных способностей. Инициатива "познания", поиска свойственна не только людям, но и животным, однако из-за особенностей строения головного мозга, постепенного перехода к выполнению преобразующей деятельности структура человеческой психики претерпевает революционные изменения, которые также сопровождаются изменениями в строении тела.

Ещё в античности учёными проводились опыты по познанию и изменению действительности (работы Аристотеля и Теофраста), однако как социальный институт наука начинает складываться в XVI-XVII веках (период научной революции в Западной Европе), и с течением времени превращается в довольно авторитетную сферу, влияющую на культуру общества в целом.

Учёный (представитель науки) подходит к рассмотрению природных и общественных явлений, руководствуясь объективным методом (то есть, он беспристрастен в своих наблюдениях). В этой объективности его выводов заключается разница между научным постижением картины мира и остальными способами познания (такими, как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое и философское).
Научный метод (метод построения новых гипотез) включает в себя стадии наблюдения фактов, анализа результатов этого наблюдения, обобщения результатов исследования, формулирования следствий выдвинутого предположения и их проверку посредством критического эксперимента.

Специально чтобы отметить выдающийся вклад в науку того или иного учёного, существуют научные премии и медали. Самая престижная и знаменитая из премий – Нобелевская, присуждаемая в ряде номинаций. Её пародийной версией является так называемая "Шнобелевская" премия. За математические достижения присуждается премия и медаль Филдса (её вручает король Испании). Другие связанные с математикой премии – премия Рольфа Неванлинны, премия Абеля и премия Фридриха Гаусса. В области астрономии и математики, биологических наук и наук о Земле вручается премия Крафурда. Выдающиеся успехи в астрономии, математике, медицине и науках о жизни отмечаются премией Шао Ифу. Самой престижной в информатике считается премия Тьюринга. Она вручается Ассоциацией вычислительной техники. Высшие награды Российской академии наук – Большая золотая медаль имени Михаила  Васильевича Ломоносова и Золотая медаль имени Дмитрия Ивановича Менделеева (награда присуждается за выдающийся вклад в области химии и технологии).

Ещё со времен античности люди пытались выдвинуть классификацию научного знания по разным основаниям. Например, Аристотель (384-322 годы до нашей эры) делит все науки на теоретические (физику и философию), практические (этику и политику) и поэтические (эстетику).

Римский энциклопедист Марк Варрон выдвигает следующую классификацию: науки делятся на грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию, медицину, музыку и архитектуру.
Особо следует отметить арабских учёных, которые делят науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные (медицина, астрономия, математика).

Свой вклад в проблему классификации наук внесли средневековые схоласты. Так, Гуго Сен-Викторский в своем "Дидаскалионе" выделяет четыре группы наук:

1. Теоретические (математика, физика, теология).

2. Практические.

3. Механические (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина и даже театр).

4. Логика, органично сочетающая в себе грамматику и риторику.

Интересна классификация, предложенная Роджером Бэконом. По Бэкону, комплекс наук состоит из грамматики и логики, математики, метафизики, этики и натурфилософии.

Современная общепризнанная классификация включает науки гуманитарные и общественные, естественные и технические. Кроме того, некоторые учёные выделяют особый класс – формальные науки. К ним относят логику, информатику, математику и кибернетику.

Существуют разные мнения относительно того, что можно считать истинной наукой. Псевдонаукой принято считать деятельность, в своих внешних формах копирующую научную деятельность, однако по внутреннему содержанию в корне отличающуюся от неё. Псевдонаука (её также называют лженаукой, квазинаукой, альтернативной наукой) происходит от древнегреческого слова ψευδής - "ложный". Главные черты псевдонаучной теории: искажение фактов или полное пренебрежение ими, нефальсифицируемость, игнорирование необходимости сверить теоретические измышления с результатами наблюдений. Последнее нередко объясняется апелляциями к "здравому смыслу" или "авторитетному источнику". В основе псевдонаучных гипотез лежат данные, не подтвержденные экспериментами, в силу чего становится невозможным проверить или повторить результаты проведённых исследований. Также для псевдонауки характерен подход к научной работе с позиций политических или религиозных убеждений, догм. Представители псевдонауки часто хотят показать себя "борцами с закостенелой официальной наукой". Они заявляют, что все представители "официальной науки" связаны круговой порукой, завербованы правительством и отстаивают схоластические представления, не желая признать новую истину. Некоторые из ненаучных концепций также называют паранаукой.

В заключение необходимо сказать о том, что в настоящее время немаловажную роль играет процесс популяризации науки, то есть распространения научных знаний в упрощённой и доступной широкой аудитории форме. На страницах своих книг учёные-популяризаторы науки (например, С.Хокинг, Р.Докинз) превращают сухие и скучные научные данные в полезную и интересную, понятную для неподготовленного читателя информацию. Популяризация науки заставляет всё большое количество людей интересоваться ею, а у некоторых вызывает желание вступить в неё. Она использует не только прямые (явные) методы воздействия: достаточно вспомнить сбывшиеся прогнозы научно-фантастических романов Жюля Верна, чтобы понять, какой большой вклад писатель внёс в дело популяризации. Ведь именно после прочтения книг писателей-фантастов мы тянемся к науке как к неизведанному миру с его удивительными, неограниченными возможностями.


Текст © Анастасия Пономарева, 2010 (специально для сайта "Город Воркута": www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты об учёбе, науке и образовании

Статьи про учёбу, науку и образование

Как выбрать репетитора?

Говоря о необходимости нанять репетитора, чаще всего имеют ввиду, найм специалиста в какой-либо учебной дисциплине, для занятий с человеком, желающим поступить в высшее учебное заведение. Либо, для подготовки человека к успешной сдаче экзаменов или каких-либо других испытаний. Обычно репетитора нанимают родители для своих детей. Они готовы платить деньги, так как не уверены в уровне знаний своего ребёнка, но хотят, чтобы он успешно сдал вступительные или выпускные экзамены. Есть деньги, есть желание, но нет главного - понимания, по каким критериям следует выбирать репетитора.


Школьное образование США: система и структура

Школьное образование США: система и структура

К концу XIX века в США сформировалась достаточно логичная и довольно стройная система образования. Даже при ближайшем рассмотрении её сути, сразу становится понятно, что она в корне отличается от привычной нам формы российского обучения.

Наша система образования основана в большинстве своём на советской системе образования, но её постепенно реформируют. И хотя реформаторы заявляют, что реформы идут по германскому образцу, многие видят много общего именно с системой школьного образования США. Давайте подробно её рассмотрим.


E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

В процессе глобализации общества в России внедряется электронное образование, которое успешно развивается в современном мире, а в Европе и на Западе уже давно получило широкое распространение.

По отчёту Американской ассоциации онлайн-издателей (Online Publishers Association - OPA) число пользователей электронного контента ещё в 2003 году перевалило за 16 миллионов, что составило примерно десятую часть всех пользователей сети. Поэтому не удивительно, что в США более 62% предприятий с численностью свыше 1000 человек применяют e-learning. А как обстоят дела с электронным образованием в остальном мире? В особенности, в России?



Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования