Что такое "Наука"?
Что принято подразумевать под понятием "наука"? Очевидно, такую
деятельность по познанию окружающей действительности, которая направлена на
получение объективных, аргументированных знаний об окружающем мире,
укладывающихся в логичную и чёткую систему. Научная деятельность основывается на
сборе фактов и их систематизации. Любая научная гипотеза должна подвергнуться
критическому переосмыслению. На основе большого количества проверенных и
систематизированных данных осуществляется выработка нового знания или обобщения,
с помощью которых возможно не только описание наблюдаемых явлений в природе и
обществе, но и построение обусловленных причинно-следственных связей. Вследствие
этого мы получаем возможность прогнозирования явлений самого широкого круга.
Рассматривая историю такого явления, как наука, необходимо в
первую очередь обратиться к причинам её возникновения. Первостепенной важностью
здесь обладает развитие особых отношений между человеком (субъектом) и
окружающей его средой, где среда является объектом практической деятельности
человека. Второе основание для появления науки – усложнение процесса познания,
развитие познавательных способностей. Инициатива "познания", поиска свойственна
не только людям, но и животным, однако из-за особенностей строения головного
мозга, постепенного перехода к выполнению преобразующей деятельности структура
человеческой психики претерпевает революционные изменения, которые также
сопровождаются изменениями в строении тела.
Ещё в античности учёными проводились опыты по познанию и
изменению действительности (работы Аристотеля и Теофраста), однако как
социальный институт наука начинает складываться в XVI-XVII веках (период
научной революции в Западной Европе), и с течением времени превращается в
довольно авторитетную сферу, влияющую на культуру общества в целом.
Учёный (представитель науки) подходит к рассмотрению природных и
общественных явлений, руководствуясь объективным методом (то есть, он беспристрастен
в своих наблюдениях). В этой объективности его выводов заключается разница между
научным постижением картины мира и остальными способами познания (такими, как
обыденное, художественное, религиозное, мифологическое и философское).
Научный метод (метод построения новых гипотез) включает в себя стадии наблюдения
фактов, анализа результатов этого наблюдения, обобщения результатов
исследования, формулирования следствий выдвинутого предположения и их проверку
посредством критического эксперимента.
Специально чтобы отметить выдающийся вклад в науку того или
иного учёного, существуют научные премии и медали. Самая престижная и знаменитая
из премий – Нобелевская, присуждаемая в ряде номинаций. Её пародийной версией
является так называемая "Шнобелевская" премия. За математические достижения
присуждается премия и медаль Филдса (её вручает король Испании). Другие
связанные с математикой премии – премия Рольфа Неванлинны, премия Абеля и премия
Фридриха Гаусса. В области астрономии и математики, биологических наук и наук о
Земле вручается премия Крафурда. Выдающиеся успехи в астрономии, математике,
медицине и науках о жизни отмечаются премией Шао Ифу. Самой престижной в
информатике считается премия Тьюринга. Она вручается Ассоциацией вычислительной
техники. Высшие награды Российской академии наук – Большая золотая медаль имени
Михаила Васильевича Ломоносова и Золотая медаль имени Дмитрия Ивановича Менделеева (награда присуждается
за выдающийся вклад в области химии и технологии).
Ещё со времен античности люди пытались выдвинуть классификацию
научного знания по разным основаниям. Например, Аристотель (384-322 годы до нашей эры)
делит все науки на теоретические (физику и философию), практические (этику и
политику) и поэтические (эстетику).
Римский энциклопедист Марк Варрон выдвигает следующую
классификацию: науки делятся на грамматику, диалектику, риторику, геометрию,
арифметику, астрологию, медицину, музыку и архитектуру.
Особо следует отметить арабских учёных, которые делят науки на арабские
(поэтика, ораторское искусство) и иностранные (медицина, астрономия,
математика).
Свой вклад в проблему классификации наук внесли средневековые
схоласты. Так, Гуго Сен-Викторский в своем "Дидаскалионе" выделяет четыре группы
наук:
1. Теоретические (математика, физика, теология).
2. Практические.
3. Механические (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина и
даже театр).
4. Логика, органично сочетающая в себе грамматику и риторику.
Интересна классификация, предложенная Роджером Бэконом. По
Бэкону, комплекс наук состоит из грамматики и логики, математики, метафизики,
этики и натурфилософии.
Современная общепризнанная классификация включает науки
гуманитарные и общественные, естественные и технические. Кроме того, некоторые
учёные выделяют особый класс – формальные науки. К ним относят логику,
информатику, математику и кибернетику.
Существуют разные мнения относительно того, что можно считать
истинной наукой. Псевдонаукой принято считать деятельность, в своих внешних
формах копирующую научную деятельность, однако по внутреннему содержанию в корне
отличающуюся от неё. Псевдонаука (её также называют лженаукой, квазинаукой,
альтернативной наукой) происходит от древнегреческого слова ψευδής - "ложный".
Главные черты псевдонаучной теории: искажение фактов или полное пренебрежение
ими, нефальсифицируемость, игнорирование необходимости сверить теоретические
измышления с результатами наблюдений. Последнее нередко объясняется апелляциями
к "здравому смыслу" или "авторитетному источнику". В основе псевдонаучных
гипотез лежат данные, не подтвержденные экспериментами, в силу чего становится
невозможным проверить или повторить результаты проведённых исследований. Также
для псевдонауки характерен подход к научной работе с позиций политических или
религиозных убеждений, догм. Представители псевдонауки часто хотят показать себя
"борцами с закостенелой официальной наукой". Они заявляют, что все представители
"официальной науки" связаны круговой порукой, завербованы правительством и
отстаивают схоластические представления, не желая признать новую истину.
Некоторые из ненаучных концепций также называют паранаукой.
В заключение необходимо сказать о том, что в настоящее время
немаловажную роль играет процесс популяризации науки, то есть распространения
научных знаний в упрощённой и доступной широкой аудитории форме. На страницах
своих книг учёные-популяризаторы науки (например, С.Хокинг, Р.Докинз) превращают
сухие и скучные научные данные в полезную и интересную, понятную для
неподготовленного читателя информацию. Популяризация науки заставляет всё
большое количество людей интересоваться ею, а у некоторых вызывает желание
вступить в неё. Она использует не только прямые (явные) методы воздействия:
достаточно вспомнить сбывшиеся прогнозы научно-фантастических романов Жюля
Верна, чтобы понять, какой большой вклад писатель внёс в дело популяризации.
Ведь именно после прочтения книг писателей-фантастов мы тянемся к науке как к
неизведанному миру с его удивительными, неограниченными
возможностями.