Мир Карасика
Думаю, это не маска и не продуманный имидж. Он, похоже, и в
мелочах стремится быть предельно естественным, не отягощённым условностями. Для
кого-то естественность - сорочка с галстуком, аккуратная причёска, чисто
выскобленный подбородок, для Карасика - лохматая шевелюра, борода, свободный
свитер, в котором он и друзей принимает, и на телевизионные съемки является.
Доктора Карасика Дмитрия Юрьевича знают по многочисленным
случаям излечения от бесплодия, анемии, астмы, пародонтоза, бронхита, лейкоза,
даже диабета.
Такой диапазон чаще всего вызывает недоверие. Но оно снимается
очевидностью результата: после обращения к доктору Карасику более пятисот женщин
и мужчин, жаловавшихся на бесплодие, стали родителями. Пятьсот детей, рождённых
от прежде бесплодных родителей, - это убедительно.
Такие результаты могут свидетельствовать о необыкновенных
способностях врача и о его нестандартных подходах. Представление о
нестандартности возрастёт ещё больше, если сказать, что для философского
факультатива МВТУ имени Баумана врач Карасик читает курс лекций на тему
"Метафизика и теория эксперимента".
- Как вы ответите на основной вопрос философии? - спросил я
Дмитрия Юрьевича, памятуя, что в марксистко-ленинские времена учили: если
говоришь, что материя первична, а сознание вторично, - ты материалист, а если,
наоборот, что сознание первично, - идеалист, не наш человек.
- Я считаю, что сознание или бытие могут быть первичными или
вторичными не вообще, а в данный момент времени в зависимости от конкретных
обстоятельств, - ответил метафизик Карасик.
- Что общего между метафизикой и экспериментом? Ведь этой
проблеме вы посвящаете целый лекционный курс.
- Ученые знают, что ход и результат исследовательского
эксперимента во многом зависят от личности экспериментатора. Ведь приборы, по
сути дела, лишь продолжение наших органов чувств, а это значит, что субъективное
начало вносит неизбежные поправки в объективную работу приборов. Я отдаю
предпочтение здесь метафизике и утверждаю, что важнейшей категорией является
СОВПАДЕНИЕ. В своих философских работах я уделяю большое внимание субъективному
в эксперименте и считаю, что глубокого изучения требует СТРУКТУРА СОВПАДЕНИЙ.
... Я не поддался искушению продолжить философский диспут, хотя
он обещал немало любопытных нюансов и неожиданных откровений. Всё-таки больше
интересует меня иная тема, не очень, кажется, увязанная с абстракциями
метафизики, - человек и его здоровье.
Собеседник не согласился со мной относительно несостыковки
понятий. Он как раз считает, что эти абстракции имеют серьёзный выход на
здравоохранительную практику и что медицинская наука очень много теряет, делая
ставку на обязательную повторяемость результатов эксперимента, где поправка на
личность экспериментатора, а также на личность больного во внимание не
принимается.
Действительно, сколько великолепных идей было отвергнуто и
признано шарлатанскими, поскольку найденное и неопровержимо доказанное одним
исследователем или группой исследователей, не подтверждалось или не стопроцентно
подтверждалось другими. Сколько лечебных средств и методов было из-за этого
категорически перечеркнуто, хотя очень многим больным они могли бы спасти жизнь!
Яркие идеи и находки разбиваются о концепцию современной медицины, смысл которой
в ориентации, по сути дела, на врача-робота: по определённым признакам он ставит
диагноз, по определённой схеме назначает лечение. Такой подход нацеливает лишь
на подавление симптомов, признаков заболевания, а истинное излечение если и
происходит, то не благодаря медицине, а вопреки её вмешательству. По-настоящему
же избавить от болезни может лишь врач-интеллектуал, глубоко понимающий природу
заболевания своего пациента и умеющий найти пути к обретению полноценного
здоровья.
Можно сформулировать ту же мысль, иначе расставив акценты:
концепция современной медицины ориентируется не на творческое начало в работе
врача, а на обязательное следование принятой и утвержденной схеме лечения. И
тогда суть лечения незаметно подменяется поисками своеобразного алиби для врача:
если больной не выздоровел (или даже погиб), врач не виноват, он делал всё, что
положено. Главным становится не избавление от болезни, а избавление от
ответственности. Заповедь древних "Не навреди!" из одного из условий работы
врача превращается фактически в основной его импульс. Условие подменяет цель.
Вероятно, именно в этом одна из основных причин неэффективности современной
медицины.
Здесь я попрошу прощения у читателя за слишком длинное авторское
отступление и вернусь к нашему Карасику.
- Мировое здравоохранение переживает глубокий кризис, - говорит
он. - Количество больных нарастает с такой скоростью, что грозит превратить
планету в гигантский госпиталь. Нынешняя медицина неизбежно, если человечество
хочет уцелеть, уступит медицине новой, с новыми идеями, концепциями, подходами.
На смену врачу - выписывателю лекарств придет врач-творец.
- Извините, - прервал я, - давайте опустимся на грешную землю.
Где это вы найдёте миллионы врачей-творцов? Когда речь идёт о массовой
профессии, неизбежно появление массы ремесленников. Творцы - "штучный товар", а
подготовка врачей - конвейерное производство.
- А я считаю, что миллионы врачей не нужны, - сказал мой
собеседник. - Без них можно прекрасно обойтись, если каждый человек, независимо
от своей профессии, будет иметь определённую медицинскую подготовку.
И тут мой Карасик произнёс монолог, от которого душу мою охватил
восторг.
- Каждому человеку, начиная прямо с первого класса, надо давать
знания о строении организма, функционировании органов и систем, понятия о
здоровье, о правильном образе жизни. Познавание проблем здоровья, и
теоретическое, и практическое, должно стать главным учебным предметом. Каждый
человек не хуже участкового врача или сестры должен уметь делать инъекции,
ставить банки, делать массаж, оказывать срочную помощь, даже назначать
лекарства.
Чего там мудрёного? Когда такая переориентация населения станет
массовой, то больных будет неизмеримо меньше, состояние здоровья людей изменится
кардинально, а продолжительность жизни резко возрастёт...
Ну вот, это именно то, что является программой нашего журнала.
Как раз для этой цели он и создан, к этому и стремится. Конечно, в меру наших
сил и возможностей. А Карасик между тем продолжал:
- Такому человеку врач практически не нужен. К нему следует
обращаться лишь в случае серьёзного заболевания или при подозрении на серьёзное
заболевание. Всё остальное человек должен коррегировать в себе сам: сам следить
за уровнем своего здоровья, сам ходить на анализы и проверки, сам выбирать
средства оздоровления, сам помогать своим близким. Что же касается государства,
- развивал Карасик свои идеи, - то основной своей заботой оно должно считать
здоровье человека. Надо разобраться с приоритетами: если главное - создание
могучей империи, надо делать ракеты, бомбы, набирать армию; если главное -
аппарат чиновников, надо основные средства передать им; но если цель общества -
человек, его физическое, нравственное, социальное благополучие, то и
государственный бюджет надо выстраивать соответствующим образом - в первую
очередь обеспечивая нужды медицины, экологии, культуры, включая физическую
культуру, и т.п. Мы сейчас бесконечно далеки от такого положения. Но и в других
странах совсем не всё в этом отношении благополучно. Кризис принял глобальный
характер...
В политику лезть противно. Но давайте подумаем: кто поможет
нашему обществу сориентировать внимание не на имперском могуществе, не на
чиновничьем всевластии, а на человеке, его здоровье и благополучии? Кто? Честно
сказать, я не вижу в многоцветье нашей политической жизни организованной силы,
которая боролась бы за ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ. Нет этого пока...
А теперь попробую рассказать о Карасике как о враче-практике. В
этом качестве он тоже чрезвычайно интересен. Чтобы вылечить больного, его надо
очень полюбить, считает Карасик. Вот он и занимается с каждым так, будто это
самый важный пациент в его жизни. Я видел, как лежала перед ним старая бедная
женщина, опухшая, изуродованная, несчастная. А он её ласково поглаживал, с
нежностью держал её руки, проводил ладонями по ногам, прикасался к животу, к
плечам. "Так я знакомлюсь с человеком, проникаюсь к нему нежностью, больше узнаю
о нём", - говорит врач.
Я видел его больных, утыканных иголками. И некоторые называют
Карасика рефлексотерапевтом. Это его злит. Он считает, что главное средство
лечения не иголки, лекарства или травы, а личность врача.
- Иголки для настоящего врача - это то же, что кисти и краски
для художника, - говорит он. - Как сами по себе кисти не создадут картины, так и
иголки сами больного не вылечат. Если бы завтра по какой-то причине исчезли бы
все иголки или, допустим, запретили бы их, я нашёл бы что-нибудь другое. Лечил
бы, скажем, грелкой. А методику разработать недолго.
Ко мне привели мальчика, который не мог есть. Я долго думал, а
потом попросил сварить ему вкусную кашу и велел мальчику полчаса держать в ней
язык. Не вынимать, но и не есть. На следующий день опыт повторили. Видели бы вы,
с каким аппетитом умял он эту кашу на второй день!
Врач состоялся тогда, когда о своем больном он думает день и
ночь, когда он болеет его болью, страдает его страданиями. Тогда он копается в
книгах новых и древних, советуется с коллегами. Ищет спасение и находит его.
"Всё-таки главное для врача, - сказал Карасик, - это сердце".
Понимаю, что я и в малой доле не раскрыл профессиональных
секретов врача Карасика. Но он и сам не склонен особо много говорить на эту
тему. Так что удовлетворимся хотя бы только принципами, провозглашёнными
Карасиком.
Однако я не хотел уходить от этого врача, не получив для наших
читателей практических рекомендаций. Вот удалось разжиться:
1. Перед любым серьёзным испытанием надо быть глубоко
сосредоточенным, В этом случае организм сможет выдать максимум возможного.
Прийти в состояние сосредоточенности помогают такие приёмы: жевать одно зернышко
не спеша очень долго; в течение пяти минут опускаться на корточки и так же
медленно подниматься; выпивать стакан горячей воды одним очень медленным глотком
в течение десяти минут.
2. Люди чаще всего заболевают, пребывая в одиночестве.
Физический контакт с другим человеком препятствует болезни. Поэтому утром,
проснувшись, постойте несколько мгновений, прижавшись спиной к близкому человеку
или хотя бы прикоснитесь к нему руками. Контакт помогает обмену здоровой
энергией.
3. На больное место надо чаще дуть. Энергетика дыхания более
мощная, чем энергетика руки. Если человек болезненно реагирует на перемену
погоды, надо дуть на середину ладони, а потом продолжить по внутренней стороне
руки до локтевого сгиба. Многим помогает.
4. При боли в сердце, вызванной спазмом коронарных сосудов, надо
выпить глоток холодной воды. Сосуды от этого расширяются.