Что такое "Маркетинг"?
Чтобы не потеряться в джунглях бизнеса, найти свое место в
агрессивной конкурентной среде и не сдавать позиции, современным компаниям
приходится прибегать к особым технологиям. Маркетинг – одна из таких технологий,
которая помогает встретиться на рынке тем, кто реализует товары или предлагает
услуги, и тем, кто готов их купить. Практический маркетинг каждой компании
зависит от определения "маркетинг", которое используется в её деятельности.
Лучше всего, если оно будет простым и понятным, тогда и следовать ему будет
легко. Это гарантирует чёткое понимание того, что и как нужно делать. Узнав
основные теоретические знания, вы сможете определиться с тем, как воспринимаете
"маркетинг" и придумать определение, которое лучше всего характеризует вашу
компанию.
Итак, существует более пятисот определений маркетинга. Но
преимущественная часть специалистов солидарна в одном: маркетинг является
комплексным процессом.
Первым этапом этого процесса выступают маркетинговые
исследования. Любой компании сначала стоит провести разведку и узнать, какой
продукт будет пользоваться спросом и какова его потенциальная доля рынка. Для
достижения результата маркетологи применяют первичные или вторичные
исследования, благодаря которым можно узнать различные факторы влияния на объемы
продаж. Например, качественные исследования помогут разобраться в глубинных
мотивациях, неудовлетворённых потребностях, предпочтениях потенциальных
покупателей, скрытый интерес к определённым группам товаров и услуг. Комплекс
исследований направлен на само предприятие, микросреду и макросреду. На основе
полученной информации компания сможет сделать достаточно точные прогнозы
развития рынка и узнаёт, какие инструменты, методы, стратегии маркетинга будут
наиболее эффективны в её конкретном случае.
Следующим этапом маркетинга является сегментирование рынка,
которое может быть произведено по различным направлениям (покупатели, товары,
конкуренты). При этом главной целью является выбор того сегмента потребителей,
на удовлетворение потребностей которого будет направлена наиболее результативная
деятельность компании. Важно учесть также, что признаки сегментирования
отличаются для промышленного и потребительского рынка. Остановив свой выбор на
определенном целевом рынке, компании необходимо позиционировать товар, чтобы
покупателю было проще идентифицировать его среди других предложений конкурентов.
После анализа результата маркетинговых исследований и
определения позиции товара на выбранном целевом рынке маркетологи могут
приступать к разработке маркетинг-плана, который содержит полный список
всех необходимых мероприятий для каждого из четырёх составляющих комплекса
маркетинга: товара, цены, распределения и продвижения. В первую очередь компания
формулирует миссию, философию, которая трансформируется в конкретные
стратегические цели. Для анализа целей, стратегий, маркетинговой среды, проблем,
их решений, оценки эффективности и внесения корректировок создается система
маркетингового аудита, который проводят с установленной периодичностью.
Результаты маркетингового анализа помогают ответить на волнующие вопросы: Какова
позиция компании? Как она пришла к таким результатам? Что стало решающим
фактором? Какие мероприятия прошли удачно, а какие нет? Куда направляется
компания? Что необходимо предпринять для укрепления позиций и обеспечения
наиболее быстрого и эффективного достижения поставленных задач и целей?
Маркетинг предназначен для прогнозирования спроса на продукцию,
выявления свободных ниш, поиска потребителей, заинтересованных в покупке
некоторого товара или услуги, решения проблем и удовлетворения потребностей
покупателя.
Реализация маркетинговых мероприятий возможна только при
соблюдении основополагающих принципов маркетинга:
- ориентированность на неизменные потребности и требования
потребителей, предусматривающая производство и реализацию только тех товаров,
которые представляют интерес для потребителей. Компании на рынке необходимо
предлагать не товары или услуги, а способы решения проблем потребителя. Поэтому
организация производства возможна только после маркетинговых исследований.
- гибкость в достижении поставленных целей, возможность
адаптации к требованиям рынка, присутствие на месте продаж продукции компании в
благоприятный момент для ее реализации.
- соответствие производимых и реализуемых компанией товаров
современным технологическим и эстетическим условиям. Для выполнения
установленных в маркетинговом или бизнес плане объемов продаж продукция должна
быть конкурентоспособной.
- использовать маркетинговые мероприятия, стратегии и тактики в
комплексе, исключить разрозненность маркетинговых действий. Долговременные
перспективы компании основываются на комплексе взаимосвязанных мероприятий и
предполагают использование всех необходимых коммуникаций в схеме продвижения
товара к потребителю.
- анализировать ситуацию на рынке, позицию товара, стадии его
жизненного цикла, при необходимости обновлять производимые и реализуемые товары
или предлагать новые.
Теория важна, но не стоит ею особо увлекаться. Даже отличное
владение теорией маркетинга не приведёт к желаемому результату. Другое дело,
эффективные, простые действия, которые достигаются упорной работой, а не слепым,
механическим применением теоретических знаний. Кроме того, маркетинговые термины
разными людьми могут трактоваться совершенно по-разному. Запомнить нужно
основное, а далее развивать свои практические навыки.
Просто задумайтесь, чем является для вас и вашей компании
маркетинг. Легко сформулированное понятие "маркетинг", которое вы сможете просто
и доходчиво объяснить даже уборщице, поможет вам достичь отличных результатов в
работе.