Возрастная категория: 12+

В разделе "Статьи о досуге" вы можете ознакомится со следующими статьями:

Как долго хранить цветы свежими?

"Проблемы дрессировки", или точка зрения вашей собаки

Мои ошибки в воспитании собаки

Рыбалка: отдых, вид туризма или образ жизни?

Рыбалка с острогой


Стереофильмы и стереокино

Сегодня фильмы прочно вошли в нашу жизнь. Кино- и телефильмы ежедневно производятся на сотнях киностудиях во всём мире. Редкий новый фильм может взволновать нас до глубины души, и, уж тем более, надолго привлечь наше внимание. Однако, первые кинофильмы производили на зрителей неизгладимое впечатление. Но и оно "приедалось" и заставляло производителей постоянно изобретать что-то новое. Звуковое кино, цветное кино, а затем и объёмное кино - стереокино. Или, как его сейчас модно называть, на западный манер, - 3D-кино.

Стереофильмы - не настолько новое изобретение, как может показаться. Его история начинается с 1890 года! Первый стереофильм появился в 1922 году, а первый советский стереофильм вышел на экраны в 1947 году. Давайте посмотрим на историю возникновения и развития стереокино и стереофильмов.

Наука кино всегда шла на шаг впереди производства. Так, впрочем, часто происходит и в других отраслях. Когда зрителям демонстрировался первый чёрно-белый кинофильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты", энтузиасты уже думали над улучшением технологии. Так появились первые "цветные" кинофильмы, в которых цветность достигалась ручным раскрашиванием киноплёнки. Потом появилось звуковое кино и настоящее цветное кино. Эти технологии были не очень сложны, но очень востребованы, поэтому их внедрение было скорым.

Народ постоянно требовал удивительных зрелищ, и он их получал. Улучшалось качество картинки и звука. Звук становился объёмным и сегодня даже технология Dolby Surround стала абсолютно обыденной. Сегодня объёмный звук - стандарт не только кинотеатров, но и бытовой системы для просмотра теле- и видеофильмов. А как же объёмное изображение? Ведь одного объёмного звука мало, чтобы по настоящему заинтересовать современного зрителя, и, тем более, завлечь его в кинотеатры и видеозалы. Производители фильмов это прекрасно понимают и с 2000 года мы наблюдаем настоящий бум на объёмные (стерео, 3D) фильмы.

Вначале статьи мы упомянули, что история стерео кино начинается в 1890 году. В том году английский изобретатель Уильям Фрисе-Грин получил патент на стереоскоп и стереофильмы. Минус этого изобретения в том, что такие объёмные фильмы, которые получались по технологии изобретательного британца, можно было смотреть лишь на стереоскопе - специальном приборе индивидуального использования. А сама идея кинематографа (синематографа) требовала возможности публичного показа фильма одновременно большому числу людей.

Решая на практике "проблему стереоскопа", производители почти одновременно выпустили сразу два стереофильма. Первый из них вышел в 1922 году и назывался "Сила любви". Второй, "Радио-мания", вышел на экраны в 1923 году.

Стереофильм "Сила любви" снимали двумя камерами, в разной цветовой гамме, и с разных точек. Чтобы создать объём при демонстрации фильма, его показывали двумя проекторами с разных точек. Каждый проектор показывал изображение лишь одной из камер. Зрителям выдавали очки со светофильтрами синего и красного цвета. Позже такие очки стали называть "стереоочки".

Альтернативой стерео-очкам стал способ просмотра стереофильмов, предложенный в 1922 году Лоуренсом Хаммондом. Способ заключался в том, что зритель смотрел на экран через приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. На экране быстро сменяли друг друга кадры, снятые с разных точек, а шторки попеременно закрывали то левый, то правый окуляр. В результате правым глазом зритель видел только кадры, снятые правой камерой, а левым - кадры, снятые левой. Возникала иллюзия объёма. Фильм "Радио-мания" был единственным фильмом, снятым для этой системы.

Первые стереофильмы вызвали большой интерес и люди шли на сеансы толпами. Но, так как новых фильмов в стерео-формате не снимали, то публика быстро охладела к стереофильмам. Простые фильмы выходили с завидным постоянством, а их качество было всё лучше и лучше. Каждый второй фильм был шедевром и люди почти забыли про стереокино.

Спустя десятилетия, в СССР решили создать свой фильм по технологии трёхмерного кино. Решено было экранизировать произведение Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Несмотря на то, что технология была безумно дорогой, снимать решили всё же именно фильм для детей. Это был шикарный подарок советским ребятишкам, которые ещё недавно пережили все ужасы самой страшной войны за всю историю человечества.

Первый советский художественный стереофильм получился двухсерийным. Режиссёром фильма выступил Александр Андриевский. Он же, совместно с Сергеем Ермолинским, написал сценарий фильма. Робинзона играл Павел Кадочников, а Пятницу - Юрий Любимов (ставший спустя много лет художественным руководителем Театра на Таганке). Самая же запоминающаяся роль досталась Анатолию Смиранину. Он сыграл королевского судью, отца Робинзона. Музыку к фильму написал Лев Шварц. Производством кинофильма занималась Тбилисская киностудия.

В 1947 году фильм вышел на экраны страны. Несмотря на старание многих людей и организаций, фильм в художественном отношении был признан неудачным. Однако, в истории стереокино, он стал знаковым событием. Советские кинотехнологи применили новую, прогрессивную технологию, благодаря чему трёхмерное кино было не только "реанимировано", но и получило мощный импульс развития.

И действительно, уже через 5 лет, в 1952 году, США состоялась премьера первого цветного стереоскопического фильма "Бвана-дьявол". Фильм был снят по технологии, предусматривающей проецирование двух поляризованных изображений на общий посеребрённый экран. После этого кинофильма, трёхмерные фильмы стали снимать так часто, что казалось, будто бы их производство "поставили на конвейер".

Но когда трёхмерные фильмы стали обыденностью, интерес к ним у массового зрителя снова пропал. К тому же, оказалось, что просмотр стереофильмов утомляет зрение. В добавок, трудно было выдерживать технологию показа фильма. Из-за плохой синхронизации изображений пропадал эффект глубины и объёма...

Стереокино и любые трёхмерные эффекты в кино стали своеобразным развлечением, ничего общего не имеющем с искусством. Так, в 1996 году всемирно известный режиссёр Джеймс Кэмерон снял стереоскопический фильм "Терминатор-2 3D: Битва во времени". Фильм был очень коротким и создавался специально для развлекательного парка студии Universal. И хотя Кэмерон сделал качественный фильм и шоу пользовалось большим успехом, сам Кэмерон всерьёз эту свою работу не воспринимал.

Однако, к стереофильмам стал серьёзно относиться Голливуд. Там поняли: чтобы оторвать людей от экранов телевизоров и привести в кинотеатры, звука и цвета уже мало. Осознав это, американские киномагнаты стали пытаться добавить к испытанным художественным средствам ещё и объём. Причём, делая на него основную ставку, и делая это серьёзно от начала кинопроекта и до самого его конца.

И вот, начиная с 2000 года, трёхмерные фильмы снова вошли в моду. Деньги, полученные от проката своего "Титаника", Кэмерон снял документальный стереофильм Ghosts of the Abyss (Призраки бездны). В процессе съёмок он отработал на нём новую технологию, которая была хорошо оценена специалистами и на которую Кэмерон теперь очень рассчитывает. Осталось придумать, как сделать эту технологию менее затратной, позволяющей снимать массовые 3D фильмы.

Вместе с тем, большинство стереофильмов производится более дешёвым и безопасным методом: фрагменты обычных кинолент конвертируются в стереоформат при помощи компьютера. Даже Джордж Лукас заявил, что собирается выпустить трёхмерную версию своих "Звёздных войн" именно при помощи простой их конвертации через программу.

Компьютер сегодня помогает создавать не только 3D-фильмы, но и 3D-мультипликацию. В последние годы вышло сразу несколько 3D мультфильмов. Причём, их теперь делают не только в США. Например, в России в 2006 году появился на DVD 3D мультик китайского производства "Волшебник из страны ОЗ: Приключения в Изумрудном городе". Хотя трёхмерные мультфильмы (например, "Полярный экспресс"), воспринимаются людьми как нечто самостоятельное, независимое от стереофильмов, однако, при их создании используется то же программное обеспечение и та же технология, что и при создании стереофильмов, путём обработки обычного фильма компьютером, - трёхмерное изображение генерирует машина. Ясно, что при этом нет необходимости использовать стереокамеры и другую специальную технику.

Именно по такому пути пошли авторы фильма "Беовульф" Авторы с самого начала продумывали и снимали его таким образом, чтобы фильм хорошо смотрелся не только в обычном, но и в стереоформате. Персонажи хоть и выглядят настоящими, на самом деле - это всего лишь реалистичный компьютерный мультфильм. Отличие от простой компьютерной анимации было в том, что главные герои этого мультфильма были "срисованы" с реальных актёров. Трёхмерными моделями управляли не только аниматоры, но и сами актёры. Чтобы оцифровать движения и мимику актёров, использовались сотни электронных датчиков.

Несколько лет многие любители кино во всём мире с нетерпением ждали выхода на экраны стереофильма "Аватар" (Avatar), премьера которого была назначена на 2009 год. Над этим фильмом работал Джеймс Кэмерон. Как уже было сказано ранее, он использовал ту же технологию, что и при создании трёхмерного "Терминатора". В 1996 году снимать полноценные стереофильмы Кэмерону и другим мешали многочисленные недостатки оборудования. Так во время работы над "Терминатором 3D", дублёру Шварценеггера приходилось двигаться вдвое медленнее обычного из-за того, что камера для съёмок настоящего стереоизображения была очень громоздкой и не могла следовать за актёром быстрее.

В основном, именно это не позволяло тогда Кэмерону даже предполагать, что через каких-то 10 лет он возьмется за съёмки полнометражного 3D-фильма. Проблема с камерой разрешилась с появлением цифровых камер высокого разрешения. Вот их-то работу и испытал Кэмерон в процессе съёмок стереофильма "Аватар". Но, Джеймс Кэмерон, снимая "Аватар" в формате 3D, использовал и технологии и технику, созданные специально для работы над этим фильмом. В октябре 2009 года специально приглашённые гости смогли увидеть 24 минуты из нового фильма Кэмерона. Тогда они сказали, что этот фильм откроет новую эру в кино. И на официальной премьере Аватара, в справедливости этого утверждения смогли убедиться многочисленные зрители. В итоге, фильм только за первый месяц проката собрал более миллиарда долларов США, в то время, как на его создание ушло чуть меньше 500 миллионов долларов.

После появления у "киношников" новых съёмочных камеры, испытанных Кэмероном, а так же многого другого современного оборудования, все ждали появления множества 3D-фильмов от других режиссёров. Наличие и развитие такой техники и технологий позволило с уверенностью говорить, что впереди нас ждёт целая эра трёхмерного кино! И действительно, через каких-то 3 года свыше 30 фильмов, демонстрирующихся в кинотеатрах, были фильмы в формате 3D. Появились даже 4D- и 5D-фильмы, в которых к объёмному изображению добавили запах и другие "прелести". А в магазинах бытовой техники и электроники стали свободно продаваться 3D-телевизоры, которые позволяли их обладателям смотреть 3D-фильмы прямо у себя дома, через специальные 3D-очки. Стало ясно, что уже в ближайшем будущем, мы будем смотреть "плоские" фильмы так же редко, как сегодня смотрим чёрно-белые (не даром, их ежегодно "раскрашивают" и перевыпускают в цветной версии).

Выросло уже не одно поколение людей, привыкших к системам домашнего видеопросмотра. Несмотря на некоторые недостатки (маленький экран и не идеальная акустика), смотреть кино дома становится всё популярнее. Ведь в любой момент можно нажать на паузу и сходить за бутербродами и чаем. Можно отмотать назад и посмотреть заново тот эпизод фильма, который не понял с первого раза. Можно сходить в туалет и не бояться, что просмотрел самый интересный эпизод. К тому же, размеры бытовых телевизоров, ЖК- и плазменных панелей становятся всё больше и больше (при этом, они становятся тоньше, легче и менее энергозатратными), а аудиосистемы для домашних кинотеатров всё совершеннее. Samsung и LG очень быстро буквально завалили всю Россию своими HD-телевизорами, позволяющими смотреть 3D фильмы. Появились конвертеры 2D изображения в 3D. И эти технологии ежегодно становятся всё более дешёвыми и доступными массовому потребителю. Так, чтобы насладиться стереофильмами в домашней обстановке, достаточно купить стодолларовый комплект из пары очков и 3D-конвертера. А хитом продаж стали телевизоры Philips, которые можно смотреть в трёхмерном режиме вообще без специальных очков!

Подводя итог теме возникновения и развития стереокино, следует сделать вывод, что от развития техники и технологии выиграли все. Киномагнаты получили возможность демонстрировать трёхмерные фильмы для большого числа людей в кинотеатрах. А идея Уильяма Фрисе-Грина тоже не была забыта - индивидуальный просмотр 3D фильмов в приватной обстановке востребован и в наши дни. Производители техники поддерживают обе стороны и делают оборудование и для массовых просмотров, и для индивидуальных. Теперь дело за талантливыми режиссёрами и сценаристами. Ведь если актёров для стереофильма можно нарисовать, то творчество режиссёра и сценариста компьютеры имитировать ещё не научились.

Создание стереофильмов стало обыденностью для США, а Россия в этом направлении пока сильно отстаёт. Но, возможно, учитывая большой прорыв нашего кинематографа в последнее время, стоит ожидать появления и российских стереофильмов. В большинстве городов страны уже есть кинотеатры, в которых можно смотреть 3D фильмы. А вот продажа стереофильмов у нас тоже не на высоте. Возможно, их так мало в магазинах, из-за их высокой цены. BD-диск с 3D фильмом стоит в несколько раз дороже обычного диска. Плюс, для проигрывания блю рэй нужно купить и соответствующий видеоплеер. Зато 3d стереофильмы скачать предлагают многие торрент сайты.

В 2009 году россияне увидели следующие стереофильмы: "Акулы 3D", "Динозавры 3D", "Битва за планету Терра 3D", "Каролина в стране кошмаров 3D", "Вверх 3D", "Аватар". Причём, "Аватар" Камерона стал самым кассовым фильмом в истории кинематографа (правда, большинство россиян впервые посмотрели его не в стереоформате, а в 3D увидели его лишь год спустя). В последующие годы появлялись всё новые и новые 3D-фильмы. Были среди них и хорошие, и не очень. Так в 2011 году безусловно хорошим фильмом зрители признали "Смурфики 3D". А вот "Дети шпионов 4D" не впечатлили даже детей.

Ждём новых стереофильмов! И следим за развитием кинотехнологий и кинотехники. Сейчас вот бум 3D вновь прошёл. Людям приелись эти фильмы. Люди не хотят покупать пока ещё дорогие 3D-телевизоры. 3D технологии современны, но всё ещё не совершенны (люди жалуются на утомляемость и тошноту при просмотре 3D-фильмов). Но, как показывает исторический опыт, через какое-то время мы вновь станем свидетелями прогресса стереокино и новой моды на него. Так, уже известно, что новые 3D фильмы будут сниматься с частотой 48 и 60 кадров в секунду, а не 24, как это делается сейчас. Это позволит снять нагрузку на глаза и сделает "картинку" ещё более реалистичной. И первый такой фильм снова снимет легендарный Джеймс Кэмерон, который хочет сделать сиквел своего "Аватара".


Текст © Владимир Спицын, 2008-2011 (специально для сайта "Город Воркута": www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты про досуг и отдых

Статьи про досуг

"Проблемы дрессировки", или точка зрения вашей собаки

"Проблемы дрессировки", или точка зрения вашей собаки

Мы - рабы стереотипов. Все знают с детства: "Собака – друг человека!" Почти стереотипным стало представление о том, что нормальная семья должна иметь свой дом, автомобиль, двух детей и собаку. Но если бы больше людей осознавали, что любая, даже самая маленькая и прехорошенькая, а уж тем более большая собака обладает всеми инстинктами дикого животного, они, возможно, не воспринимали бы с такой готовностью собаку как равноправного члена своей семьи.


Как долго хранить цветы свежими?

Как долго хранить цветы свежими?

И дарителю, и тому, кто получает в дар цветы, хочется, чтобы цветы как можно дольше стояли свежими, не вяли. Срезанные цветы хочется иметь дома всегда. Но не все располагают достаточными для этого финансами.

Недостаток финансов можно компенсировать правильным уходом за срезанными цветами. Это позволит сохранить цветы свежими надолго. И они будут радовать всех окружающих. В Воркуте это особо ценно, ведь у нас более девяти месяцев идёт снег.


Рыбалка: отдых, вид туризма или образ жизни?

С древнейших времён люди занимаются ловлей рыбы. И сегодня многие страны имеют целые рыболовные флотилии, поставляющие к столам гражданам этих стран разнообразную морскую и речную рыбу. Да и сами граждане, в индивидуальном порядке, любят ловить рыбу. Такая индивидуальная ловля рыбы и называется "рыбалка".


Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования